В мифах адыгов происходит встреча разумного человека с неразумными существами

В мифах адыгов  происходит встреча разумного человека с неразумными существами
Фото: www.natpress.net

В мифологическом сюжете (встреча Джамболета с получеловеком МэзлIыныкъу) происходит встреча разумного человека с неразумным существом, во многом превосходящем его в физической силе, но отстающем в умственном развитии. Вполне логично, что Лесной получеловек в качестве откупа потребовал от Джамболета «сто истин», т. е. он попросил человека научить его уму-разуму, тому, чего сам лишён.

Текст «ста истин» представляет собой перечисление непреложных истин, формирующих мировоззрение адыга, составляющих основу его жизни и быта. Каждая отдельная строфа, построенная по принципу пословицы, несет в себе этническую информацию и глубокий философский смысл. Как отмечает Р.Б. Унарокова: «В «ста истинах» сосредоточено множество блоков, хранящих и распространяющих информацию как о соционормативной культуре, так и о культуре первичного производства, жизнеобеспечения и гуманитарной культуре. В этом смысле «сто истин» являются специфическим каналом трансляции знаний о всей этнической культуре адыгов».

Среди прочих «истин» и «верных слов» в «Шъыпкъишъ» есть одна строфа, посвященная лесу Тхачег: «ТхьэчIэгъ имэзыр зы мышкIу…» (Тхачега лес – всего один желудь). Эта лаконичная фраза, при всей своей внешней простоте, многозначна и ассоциативный ряд, выстраиваемый ею, открывает еще несколько пластов для понимания. Первый план – ТхьэчIэгъ мэз (Тхачег-лес), «лес, покровительствуемый богом», священный лес, произрастает из одного желудя, т. е. природный храм, сакральное пространство, где человек связывается с богом, с космосом, берет начало всего лишь из одного семени дуба. Это мысль о том, что великое кроется в малом. Как и у многих народов, в адыгской традиции, дуб (адыг. чъыгай/жыгей: букв. «дерево») особо почитаем и считается священным, «воплощает представление о силе и незыблемости мира, считается одним из символов Мирового дерева». А желудь дуба (мышкIу), или семя, символизирует «скрытые, неявные силы или мистические возможности», которые «даже если они временно не проявляются, несут в себе надежду», что станут чем-то значительным, великим.

Любопытно, что в одном из кабардинских вариантов упоминается не желудь дуба, а дикое яблоко – кислица (мы): «ТхьэшIагъкIэрэ зэджэ мэзышхуэр зы мыщхьэщ» – «Тхашагом называемый большой лес – один плод кислицы». В обоих случаях называются два особо почитаемых адыгами дерева – дуб и дикая яблоня, от одного семени которых может произрасти большой священный лес – ТхьэчIэгъ/ТхьэшIагъ – природный храм. Яблоня в адыгской символике считается деревом возрождения к вечной жизни, олицетворяет плодовитость, обновление. Кроме того, яблоня одно из первых окультуренных деревьев и потому в традиционной культуре имеет сакральное значение. В адыгской мифологии окультуривание яблони связано с именем бога плодородия и изобилия Тхагаледжем. Упоминание в «Шъыпкъишъ» не одной породы дерева, а двух, возможно, еще раз обращает наше внимание на то, что во всем можно увидеть «божий промысел», в каждом семени, в каждой пылинке мироздания, и через это семя, через эту пылинку приобщиться к божественному, восстановить связь с нашей духовной природой.

Нурджан Емыкова
Тахтамукайский районный суд вынес приговор жителю п. Энем за совершение грабежа   Тахтамукайский районный суд Республики рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Ч. Расула,
Тахтамукайский районный суд
Суд назначил жителю г. Краснодара наказание  в виде обязательных работ сроком на 300 часов с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами,
Тахтамукайский районный суд
Для студентов-медиков прошло очередное заседание студенческого научного клуба кафедры Госпитальной терапии и последипломного образования по теме «Современные методы диагностики и лечения заболеваний в нефрологии».
МГТУ