АДЫГСКИЕ (ЧЕРКЕССКИЕ ТАНЦЫ)

АДЫГСКИЕ (ЧЕРКЕССКИЕ ТАНЦЫ)
Фото: www.natpress.net

Танец – является одним из самых древнейших видов искусства. Адыгский народ на протяжении тысячелетий создавал свою самобытную хореографию. Танцы, вообще музыка, играли и играют важную роль в жизни Адыгов. Дети черкесов с раннего возраста начинали танцевать... первый шаг - первый танец, малыши делали свои первые шаги под музыку.
Адыги считают, что танцы выражают душу народа. Без них не обходится ни свадьба, ни праздник.
Появление и развитие адыгских танцев имеют интересную и глубокую историю. В их основе лежат религиозно-культовые пляски.
Адыгские танцы также являются частью народов Кавказа, оставшаяся практически нетронутой и дошедшая до наших дней в своем неизменном виде...


«Исламей» - плавный парный танец с лирическим содержанием. Существует версия происхождения исламея. В один погожий день молодой пастух по имени Ислам обратил внимание на орла и орлицу, круживших в лазурном небе, которые парили по кругу, как бы любуясь друг другом издалека, а затем слетались вместе, желая высказать что-то сокровенное. Их полёт напомнил молодому юноше о затаённых чувствах в сердце и взволновал его. Он вспомнил свою любимую, и ему захотелось также полюбоваться ею, высказать ей всё, что накопилось у него за время разлуки, но это не скоро удалось ему, да и не так просто было у адыгов повстречаться со своей избранницей. Однако на одном из свадебных торжеств ему повезло: его пригласили на танец со своей любимой девушкой. Здесь он, подражая манере орлов, применил новый танцевальный рисунок - движение по кругу. Девушка поняла его замысел, и молодые в своём танце сумели высказать друг другу все свои чувства. С тех пор и зародился этот танец, который получил название "Ислъамей" - "принадлежащий Исламу".

«Удж» — это древний адыгский праздничный танец, обычно исполняющийся молодежью в парах. Пластика, движения этого танца естественны и просты по технологии, что дает возможность исполнителям строить замысловатые рисунки. «Удж» повсеместно распространен и имеет многочисленные варианты.
Существует два вида удж:
1. Старинный обрядово-культовый круговой хороводный уджхъурай(хъурей). прошёл тысячелетия и сохранился в наши дни.
2. Современные массовые парные уджи с разновидностями: т1урыт1у удж, уджхэщт и уджпыху. Уджхъурай - один из кульминационных моментов тхьэлъэ1у - это не просто движение, а ритмически организованное тактильное сближение групп людей противоположных полов, вырабатывающих в ходе танца общее чувство, единство воли и действия у всех участников. В танце уджхъурай адыги входили в непосредственное общение с Тхьэ. Уджхъурай - обращение к Богу. танец сопровождался возгласы танцующих, заключавшими в себе обращение к Богу. Уджхъурай танцуют только незамужние и неженатые. Во время танца знакомятся, назначают свидания. Т1урыт1у удж - "попарный", иногда называется "гощэудж", и это связано с тем, что данный танец в своё время начинался по заказу хозяйки дома(гуащэ) или в честь княжны(тоже гуащэ), которая могла возглавить танцующие пары.

"Къафэ" – танец князей Черкесии. В старину его танцевали люди знатного происхождения, что и дало ему такое звание. Плавный, неспешный танец, со строгой и четкой конструкцией. Старинный танец "Къафэ" - это душа адыгского народа, его характер, лицо, его гордость. Он показывает красоту, величие и внутреннее достоинство человека, складывает гимн мужеству и благородству.

"Хъуромэ" (обрядовый танец)
Обряд Хъуромэ состоял из трех частей.
Первая — это ритуальный обход дворов селения с пожеланиями благополучия, здоровья, успеха в жизни членам семьи. Обходники пели песни и носили с собой корзинки, мешочки, в которые складывали собранные продукты, различные сладости.
Вторая часть обряда — это приготовление пищи из собранных продуктов и коллективная трапеза его участников.
После ее окончания (завершающая, третья часть) молодежь веселилась, пела, танцевала, играла в различные игры.
Утратив свои обрядовые функции, данный обряд перешел в детскую сферу. Как игра хъуромэ бытовал в черкесских селениях ещё в 40-е годы 20 века, но потом окончательно угас.

"Зыгъэлъат" - парный лирический танец, исполняемый в быстром темпе, но с лирическим содержанием. Исполняется обычно на мелодии старинных народных песен.

"Адыгэ лъэпэч1ас"
(лъэпэч1эс - "танцуй на носках"), къэбэрдей ислъамей(кабардинский исламей) - быстрые, высокотехничные танцы, отличающиеся особой манерой исполнения с применением приёма передвижения на носках. Резкие перемены корпуса, глубокие наклоны в стороны, выбросы рук с растопыренными пальцами и так далее - противоречили адыгским понятиям гордости, строгости. При виртуозных движениях ног верхняя часть корпуса обычно держится прямо и строго без резких изменений, руки с полусогнутыми пальцами всегда находятся в строго определённых положениях. Вполне возможно, что эти традиции вырабатывались ещё в те далёкие времена, когда нарты танцевали, удерживали на голове 1энэ - круглый столик с явствами, вырабатывая устойчивое равновесие корпуса и его плавное перемещение.

"Зэфак1у къафэ" - парные, лирические танцы, исполняемые в плавно-грациозном виде в умеренном темпе. разновидностями адыгского зэфак1уэ являются: зыгъэгус - "обида", "обиженный(ая)"; къэшъолъащ - "танец хромого", "хьак1уак1" и др.

Также существует множество разновидностей адыгских танцев("Къулъкъужын къафэ"
"Джылэхъстэней зек1уэ"(мужской танец),
"Хъурашэ", "Къафэ к1ыхь", "Убых къафэ" и т.д.).
"Столь великолепное наследие адыгского народа, говорит о том, насколько богата и интересна культура адыгов(черкесов)".
 
По теме
По приглашению Министерства культуры Адыгеи и ансамбля «Нальмэс» 8 марта в Майкопе впервые выступит Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева.
14 марта 2024 года в Сельском доме культуры ст. Ханская состоялась творческая встреча двух вокальных коллективов: Народного ансамбля «Вереюшка» (Сельский дом культуры ст.
В Детской школе искусств пос. Тульского завершается благоустройство прилегающей территории и внутреннего двора в рамках государственной программы Республики Адыгея «Развитие культуры».
Для студентов-медиков прошло очередное заседание студенческого научного клуба кафедры Госпитальной терапии и последипломного образования по теме «Современные методы диагностики и лечения заболеваний в нефрологии».
МГТУ