Он стал первым российским балетмейстером после великого Игоря Моисеева, который за 80 лет существования прославленного коллектива ставит для него танец.
В своём ритмеВпервые женский танец на тляпотетах (у адыгов деревянная обувь на высоком подъёме, которую носили только девушки высших сословий - авт.) художественный руководитель и директор ансамбля Моисеева Елена Щербакова увидела в мае этого года в Сочи, на репетиции ансамбля «Нальмэс» к саммиту «Россия-АСЕАН».
«После первого репетиционного показа Елена Александровна поинтересовалась, кто ставил танец. И предложила мне поставить его в ансамбле Моисеева», - рассказал Аслан Хаджаев в эксклюзивном интервью ADIGEA.AIF.RU .
АиФ / Фото Надежды ГусевойЧтобы артисты вжились в образ, им нужно было рассказать, танец какого народа они исполняют, чем отличаются адыги от других народов Кавказа, каковы каноны поведения черкешенок, почему их называли «француженками Кавказа».
«Для примера я перед отъездом выслал видео с «нальмэсовским» вариантом танца. Артистам ансамбля Моисеева, основой которого, как и у нас, является классический балет, не нужно было уходить в сторону. То, что танец получится технически, я нисколько не сомневался. Танец я ставил две недели, хотя готов он был за три первых дня работы. Профессионалы такого класса, как «моисеевцы», могут справиться с любой, даже очень сложной хореографией. Но главное в танце - передать дух народа, исполнить танец так, чтобы ни у кого даже мысли не возникло, что танцуют не адыги», - рассказал А. Хаджаев.
Балетмейстер начал с того, что полностью переделал танец – сделал его на 4,5 минуты, для 12 танцовщиц, которых по приезде в Москву учил ходить на тляпотетах, которые вместе с трещотками балетмейстер-постановщик специально привёз из Адыгеи.
По адыгским канонам Костюмы с золотым шитьём ручной работы специально для адыгейского танца будут шить мастерицы из Адыгеи. За основу худрук ансамбля Елена Щербакова и Аслан Хаджаев выбрали костюм черкешенки с гравюры XVIII в. кисти английского путешественника по Кавказу Эдмунда Спенсера.
Аслан Хаджаев, верный канонам народного адыгского танца, сохранил их в своей постановке. Хотя по сути рисунок танца получился достаточно сложным. Чтобы усилить ощущение народной хореографии, танец будет сопровождаться народной музыкой не только в исполнении симфонического оркестра ансамбля, но и идти в записи - это обработка адыгских мелодий оркестром «Нальмэса».
По словам Аслана Хаджаева , для коллектива, который на протяжении десятилетий с блеском исполняет танцы народов мира, важен принцип веры Станиславского. Чтобы глядя на сцену, зрители верили в то, что это именно народный танец. Поэтому худрук «моисеевцев» Елена Щербакова настаивала на абсолютной правдивости каждой детали, начиная от цветовой гаммы и орнамента костюмов, заканчивая трещотками ручной работы.
«Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева - это закрытая территория со своим миром. Все репетиции нового танца проходили при закрытых дверях. Присутствовали только балетмейстеры-репетиторы. Если говорить обо мне, я не мало поработал с артистами других коллективов. Но с таким профессиональным коллективом ,как ансамбль Моисеева, понял ,что значит просто наслаждаться работой», – вспоминает худрук «Нальмэса» .
За великим МоисеевымАслан Хаджаев видел все репетиции ансамбля.
«Я видел, как с лёгкостью артисты переключались с адыгейского танца на славянские, потом на «Сиртаки». И в каждом танце были убедительны, эмоциональны и по-настоящему красивы. Это говорит о высоком классе мастерства», - считает А. Хаджаев.
По словам балетмейстера, именно на репетициях он понял, что всё то, что делал как худрук в «Нальмэсе» по наитию, оказалось основой репетиционного и постановочного процесса в прославленном коллективе Игоря Моисеева.
«Елена Александровна Щербакова – уникальный человек, человек-энергия, который не только блестяще со вмещает обязанности директора и худрука, но бережно сохраняет хореографию Игоря Моисеева, следит за физической формой артистов, даже разрабатывает для них меню. Она сутками занимается ансамблем. По-другому нельзя руководить большими коллективами. Репетиции проходят в жёстком режиме. И это правильно! Без диктатуры в таком коллективе нельзя. Игорь Моисеев не раз говорил, что никакой демократии в хореографии быть не должно!» – подчеркнул А. Хаджаев .
По словам хореографа, непросто было работать с «моисеевцами» из-за моральной ответственности.
«Конечно, волновался! Когда после великого Моисеева тебе предлагают поставить номер в созданном им уникальном коллективе - это как если бы балетмейстеру по классической хореографии предложили сделать постановку в Большом театре или дирижёру предложили встать за пульт оркестра Гергиева. Тот же уровень», - считает А. Хаджаев.
По словам Аслана Хаджаева, репертуар ансамбля Игоря Моисеева – это шедевры, созданные генпием. Как музыка Чайковского и оперы Моцарта, они не могут надоесть и не устареют никогда.
Это не первая встреча Аслана Хаджаева с ансамблем Игоря Моисеева. Ещё в молодые годы солист Кубанского казачьего хора был приглашён маэстро Моисеевым в ансамбль в качестве солиста. Но тогда отец, Мурадин Хаджаев, настоял, чтобы сын вернулся в Адыгею.
«Видимо, это была судьба - снова вернуться в ансамбль Моисеева, только уже в качестве приглашённого балетмейстера», - считает худрук «Нальмэса».
Поставленный им адыгейский танец «Тляпотет» станет визитной карточкой Северного Кавказа в исполнении легендарных «моисеевцев». В этом году танец увидят зрители Китая, Индонезии и Греции.