Ансамбль Игоря Моисеева откроет юбилейный сезон адыгейским танцем

Костюмы с золотым шитьём ручной работы специально для адыгейского танца будут шить мастерицы из Адыгеи. Новый танец поставил знаменитым «моисеевцам» заслуженный артист Адыгеи и Кубани, худрук ансамбля «Нальмэс» Аслан Хаджаев. 

Он стал первым российским балетмейстером после великого Игоря Моисеева, который за 80 лет существования прославленного коллектива ставит для него танец. 

В своём ритме

Впервые женский танец на тляпотетах (у адыгов деревянная обувь на высоком подъёме, которую носили только девушки высших сословий - авт.) художественный руководитель и директор ансамбля Моисеева Елена Щербакова увидела в мае этого года в Сочи, на репетиции ансамбля «Нальмэс» к саммиту «Россия-АСЕАН». 

«После первого репетиционного показа Елена Александровна поинтересовалась, кто ставил танец. И предложила мне поставить его в ансамбле Моисеева», - рассказал Аслан Хаджаев в эксклюзивном  интервью ADIGEA.AIF.RU

АиФ / Фото Надежды Гусевой

Чтобы артисты вжились в образ, им нужно было рассказать, танец какого народа они исполняют, чем отличаются адыги от других народов Кавказа, каковы каноны поведения черкешенок, почему их называли «француженками Кавказа». 

«Для примера я перед отъездом выслал видео с «нальмэсовским» вариантом танца. Артистам ансамбля Моисеева, основой которого, как и у нас, является классический балет, не нужно было уходить в сторону. То, что танец получится технически, я нисколько не сомневался. Танец я ставил две недели, хотя готов он был за три первых дня работы. Профессионалы такого класса, как «моисеевцы», могут справиться с любой, даже очень сложной хореографией. Но главное в танце - передать дух народа, исполнить танец так, чтобы ни у кого даже мысли не возникло, что танцуют не адыги», - рассказал А. Хаджаев.

Балетмейстер начал с того, что полностью переделал танец – сделал его на 4,5 минуты, для 12 танцовщиц, которых по приезде в Москву учил ходить на тляпотетах, которые вместе с трещотками балетмейстер-постановщик специально привёз из Адыгеи. 

По адыгским канонам

Костюмы с золотым шитьём ручной работы специально для адыгейского танца будут шить мастерицы из Адыгеи. За основу худрук ансамбля Елена Щербакова и Аслан Хаджаев выбрали   костюм черкешенки с гравюры XVIII в. кисти английского путешественника по Кавказу Эдмунда Спенсера. 
Аслан Хаджаев, верный канонам народного адыгского танца, сохранил их в своей постановке. Хотя по сути рисунок танца получился достаточно сложным. Чтобы усилить ощущение народной хореографии, танец будет сопровождаться народной музыкой не только в исполнении симфонического оркестра ансамбля, но и идти в записи - это обработка адыгских мелодий оркестром «Нальмэса». 

Ансамбль Игоря Моисеева. Фото: Балет Игоря Моисеева

По словам Аслана Хаджаева , для коллектива, который на протяжении десятилетий с блеском исполняет танцы народов мира, важен принцип веры Станиславского. Чтобы глядя на сцену, зрители верили в то, что это именно народный танец. Поэтому худрук «моисеевцев» Елена Щербакова настаивала на абсолютной правдивости каждой детали, начиная от цветовой гаммы и орнамента костюмов, заканчивая трещотками ручной работы. 

«Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева - это закрытая территория со своим миром. Все репетиции нового танца проходили при закрытых дверях. Присутствовали только балетмейстеры-репетиторы. Если говорить обо мне, я не мало поработал с артистами других коллективов. Но с таким профессиональным коллективом ,как ансамбль Моисеева, понял ,что значит просто наслаждаться работой», – вспоминает худрук «Нальмэса» .

За великим Моисеевым

Аслан Хаджаев видел все репетиции ансамбля. 

«Я видел, как с лёгкостью артисты переключались с адыгейского танца на славянские,   потом на «Сиртаки». И в каждом танце были убедительны, эмоциональны и по-настоящему красивы. Это говорит о высоком классе мастерства», - считает А. Хаджаев.

По словам балетмейстера, именно на репетициях он понял, что всё то, что делал как худрук в «Нальмэсе» по наитию, оказалось основой репетиционного и постановочного процесса в прославленном коллективе Игоря Моисеева.

«Елена Александровна Щербакова – уникальный человек, человек-энергия, который не только блестяще со вмещает обязанности директора и худрука, но бережно сохраняет хореографию Игоря Моисеева, следит за физической формой артистов,   даже разрабатывает для них меню. Она сутками занимается ансамблем. По-другому нельзя руководить большими коллективами. Репетиции проходят в жёстком режиме. И это правильно! Без диктатуры в таком коллективе нельзя. Игорь Моисеев не раз говорил, что никакой демократии в хореографии быть не должно!» – подчеркнул А. Хаджаев .

По словам хореографа, непросто было работать с «моисеевцами» из-за моральной ответственности. 

«Конечно, волновался! Когда после великого Моисеева тебе предлагают поставить номер в созданном им уникальном коллективе - это как если бы балетмейстеру по классической хореографии предложили сделать постановку в Большом театре или дирижёру предложили встать за пульт оркестра Гергиева. Тот же уровень», - считает А. Хаджаев.

По словам Аслана Хаджаева, репертуар ансамбля Игоря Моисеева – это шедевры, созданные генпием. Как музыка Чайковского и оперы Моцарта, они не могут надоесть и не устареют никогда. 
Это не первая встреча Аслана Хаджаева с ансамблем Игоря Моисеева. Ещё в молодые годы солист Кубанского казачьего хора был приглашён маэстро Моисеевым в ансамбль в качестве солиста. Но тогда отец, Мурадин Хаджаев, настоял, чтобы сын вернулся в Адыгею. 

«Видимо, это была судьба - снова вернуться в ансамбль Моисеева, только уже в качестве приглашённого балетмейстера», - считает худрук «Нальмэса».

Поставленный им адыгейский танец «Тляпотет» станет визитной карточкой Северного Кавказа в исполнении легендарных «моисеевцев». В этом году танец увидят зрители Китая, Индонезии и Греции.  

Ещё новости о событии:

Адыгский женский танец, исполняемый танцовщицами на котурнах — деревянной обуви на высокой подошве и с адыгскими трещотками в руках,
18:32 16.09.2016 Советская Адыгея - Майкоп
Ансамбль Игоря Моисеева откроет юбилейный сезон адыгейским танцем - Аргументы и Факты
Костюмы с золотым шитьём ручной работы специально для адыгейского танца будут шить мастерицы из Адыгеи.
17:03 16.09.2016 Аргументы и Факты - Майкоп
 
По теме
18, 19, 20 апреля в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся показы спектаклей Белгородского государственного театра кукол.
Ежегодно благотворительный фонд «ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ» (далее — «Фонд») проводит всероссийскую акцию «КРАСНАЯ ГВОЗДИКА» (далее — «Акция»),
28 марта 2024 года в Блечепсинской модельной библиотеке Кошехабльскоо района совместно с МБОУ «СОШ» № 5 для читателей состоялся краеведческий вечер-познание «Адыгский поэт и прозаик Киримизе Жанэ»,
18, 19, 20 апреля в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся показы спектаклей Белгородского государственного театра кукол.
28 марта 2024 года в 9:30 и 10:30 состоялся показ выездного кукольного спектакля «Бука - вредный заяц» по пьесе Михаила Супонина театра кукол «Золотой кувшин» Концертного объединения Республики Адыгея в детском саду №24
В Адыгее произошло тяжкое ДТП в результате съезда автомобиля с дороги - ИА Адыгея Сегодня Фото: 01.мвд.рф В Тахтамукайском районе Адыгеи 29 марта, около 2 часов ночи, на 2-ом километре автодороги «Яблоновский – дамба Шапсугского водохранилища» произошло дорожно-транспортное происшествии, в котором погиб 1 человек.
ИА Адыгея Сегодня
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор