АШЭМЭЗ ШАМАН НАРТОВ

АШЭМЭЗ ШАМАН НАРТОВ
Фото: www.natpress.net

Ашэмэз сын Ашэ старшего среди нартов, сраженного врагом, живущим в междуморье Лъэбыцэ. Сосрыкъуэ подарил новорожденному Ашэмэзу жеребенка, Сэтэней подарила копье Тотрэша (Тотрэш-доблесный воин, поверженный Сосрыкъуэ) и свирель самого Тхьэгълэджа (Тхьэгълэдж-бог плодородия). Как и другим героям нартского эпоса, суждено было Ашэмэзу пройти инициацию (объездить скакуна), отомстить за отца, прославить свое имя в подвигах, и найти суженную. Все его деяния отображены в эпизодах нартского эпоса: «Гибель Аши» - «Ашэ и кlуэдыкlэр», «Детство Ашамеза» - «Ашэмэз и сабиигъуэр», «Песнь об Ашамезе» - «Ашэмэз и пшыналъэ», «Как Ашамез нашел свою свирель» - «Ашэмэз и бжьэмийр къызэригъуэтыжар», «Песнь об Ахумиде и Ашамезе» - «Ахуэмыдэрэ Ашэмэзрэ я пшыналъэ». Ашэмэз воплощение героя, он храбр, силен и умен, но отличает его от остальных нартов обладание волшебным предметом – свирелью бога плодородия - Тхьэгъэлэдж и бжьэмий. Ашэмэз - герой, сказитель, певец и музыкант. Невольно в сознании возникает образ Орфея (Орфе?й (др.-греч. ??????), в древнегреческой мифологии - легендарный певец и музыкант - исполнитель на лире). Но сходство не ограничивается только атрибутикой (музыкальный инструмент), а распространяется и на сюжетную линию. Так Ашэмэз с помощью волшебной свирели бога плодородия может не только возродить всё живое на земле, но и вызвать ее гибель. Орфею Аполлоном подарена золотая лира, с помощью которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и скалы. Орфей после смерти жены приходится спуститься за ней в подземное царство, очаровать своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они соглашаются возвратить на землю Эвридику, но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что Орфей нарушил условие, поставленное богами, - взглянул на неё ещё до выхода из подземного царства. А Ашэмэз спускается в подземное царство через дупло старого чинара, в поисках суженной Ахуэмыдэ и своей свирели, сокрытые в подземелье драконом-оборотнем. Помимо Орфея есть еще один менее популярный персонаж - музыкант в мировой мифологии, это Вяйнямёйнен - главный герой карело-финского поэтического эпоса «Калевала», составленного на основе карельских и в меньшей степени финских народных эпических песен - рун. Родился он от Ильматар - богини сотворившей мир и стал первым человеком. Как и Ашэмэз, и Орфей, основные подвиги Вяйнямёйнен связаны с катабасисом - нисхождением в царство мёртвых Маналу, он вещий рунопевец, заклинатель-поэт, создатель музыкального инструмента - кантеле. Всех трех персонажей объединяет наличие у них музыкального инструмента, путешествие в потусторонний мир и способность влиять на силы природы. Есть образ, объединяющий все три аспекта, это образ шамана, послуживший субстратом для возникновения персонажа нартского эпоса - героя заклинателя - Ашэмэз.
 
По теме
В Майкопском государственном технологическом университете прошло заседание ученого совета под председательством ректора МГТУ Саида Куижева, на котором были обсуждены важные вопросы,
Защита магистерских работ - Рослесозащита Республики Адыгея 27 марта 2024 в Адыгейском государственном университете, была проведена защита магистерских работ обучающихся по специальности "Экология".
Рослесозащита Республики Адыгея
В Адыгее возбуждено уголовное дело по факту убийства жительницы Тахтамукайского района - Следственный комитет Установлено, что 26 марта 2024 года в поселке Яблоновский Тахтамукайского района в квартире жилого дома обнаружено тело женщины с признаками насильственной смерти, предположительно наступившей в результате удушения.
Следственный комитет
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор