АВАРЦЫ — самая крупная по численности народность Дагестана

Фото: www.natpress.net

АВАРЦЫ (самоназв. маг'шрулал) — самая крупная по численности народность Дагестана, занимает бассейны трех рек: Аварского, Андийского и Кара-Койсу. Значит, часть А. из высокогорных р-нов в 40—60-х гг. XX в. переселилась на равнину (Кизи-люртовский, Кизлярский, Хасавюртовский р-ны), в города. По переписи 2000 г. насчитывали 785,3 тыс. чел., вт.ч. в Дагестане 758,4тыс. чел., частично включая родств. андо-цезские народы и арчинцев. Культура малых народов (андо-цезы, арчинцы) сотни лет развивалась во взаимосвязи с культурой А., и этнограф. материал наглядно показывает их общность. Они обладают общеаварским самосознанием и национальность свою указывают «аварцы». В быту пользуются родными языками. Часть А. проживает в сев. Азербайджане (Закатальский и Белоканский р-ны) — 44 тыс. чел., в Грузии — 4,2 тыс. чел. А. относятся к балкано-кавказ. расе, физический тип характеризуется следующими признаками: рост выше среднего, темнорусые, слегка волнистые волосы, кожа светлая, лицо широкое, глаза светлокарие, карезеленые.

Авар, язык относится к нахско-дагест. группе се-верокавказ. семьи. Имеет много диалектов (каждое общество) и говоров (селения). В основу лит. языка положен так называемый «гьоболмац» — «язык гостя», выработанный веками при общении на базарах, с гостями; в спец. лит. он назван «болмаш» — «язык войска». Письменность на авар, языке создана на основе араб, графики (аджам). В 1928 г. введен алфавит на основе лат. графики с одновременным переводом преподавания в школе на родной язык и изучением русского языка в качестве учеб, предмета. С 1938 г. действует письменность на русской графической основе. Обучение в школе до четвертого класса ведется на родном языке, дальше — на русском. Из А., проживающих в Дагестане, родным считают язык своей национальности 98,9 %, русским языком свободно владеет в качестве второго языка 64,6 %, среди городского населения — 82 %.

А. — мусульмане-сунниты, но сохранились пережитки языч. верований: почитания природных явлений, небесных светил, святых мест (горы, ска-
лы), обряды вызывания дождя и солнца, магические действия, избавляющие от сглаза, болезней, бесплодия.

Основой формирования авар, народности предположительно служили племена легов, гелов, алба-нов, каспиев, упоминания о которых имеются в письм. источниках V—I вв. до н.э., входивших в состав Кавказ. Албании. С V в. территория, заселенная А., известна как царство Серир (по перс.-араб, источникам) — крупнейшее политическое образование в средневековом Дагестане; с XIV в. оно в дагестанских хрониках называется Аварией. Этноним «аварцы» производят от имени царя Серира — Авар (VI). А., как и соседние народы нач. XX в. — называли себя не «аварцами», а «мапарулал». Термин «аварцы» закрепился благодаря российской документации.

В Средние века А. входили в состав Аварского и Мехтулинского (образовалось в XVIII в.) ханств и множества (ок. 40) «вольных обществ» — союзов сел. общин (Андалал, Анцух, Гидатль, Гумбет, (Бакълъулал), Хьиндалал (Койсубулу), Келеб, Карах, Анщросоидр.).

Все общины, входившие и в ханства и в «вольные общества», находились в союзных отношениях, основанных на различных соглашениях и общих адатах (обычаях). Единая правовая система и обществ. консолидация способствовали выработке общей полит, культуры и моральных ориентаций. К единению и консолидации вела общая борьба за независимость с внешним врагом (татаро-монголами, арабами, персами). Вместе с тем А. не были объединены в одно гос. образование. Управление в феод, владениях отличалось от «вольных обществ». В ханствах (Аварском-Хунзахском, Мехтулинском) не было единой системы адм. деления и управления. Официально все вопросы внутр. и внеш. управления решал хан, а реальная власть на местах принадлежала бекам, которые прислушивались к мнению схода и старейшин. В основном все вопросы решались на основе адатов. Многие «вольные общества» фактически были полит, и этнограф, единицами (субэтносами), имевшими свои культурно-бытовые, языковые особенности. Входившее в «вольное общество» селение — сельская община — была само-стоят. хоз.-полит, единицей, основанной на кровнородственных и соседских отношениях, частной собственности ее членов и одновременном совладении ими обществ, собственностью на своей территории (пастбищами, частично сенокосами, лесами, водными источниками), строгом соблюдении адатов (обычаев), регулировавших взаимоотношения людей и регламентировавших хоз.-бытовую деятельность.

Традиц. форма соц. организации — селение, имевшее средние размеры в 110-120 хозяйств с населением 500-550 чел. Община состояла из патриархальных кровнородственных объединений — тухумов. В XIX в. преобладали территориальные отношения, уже нарушался принцип родственного расселения, хотя еще были сильны традиции внутритухумной солидарности. Управление осуществляли выборные лица и сел. сход (джамаат), в котором участвовало все взрослое мужское население старше 15 лет. При выборах правителей-старейшин (ч1ух1би, падилзаби, хараби) соблюдался принцип представительства тухумов. Со 2-й пол. XIX в. структура правления несколько изменилась: главным лицом становится старшина, фактически назначаемый властями. Ему помогали старейшины, исполнители (пел), охранники полей (пел), глашатай (магъ-

уш).

Средневековый период (XV—XVIII) не был спокойным для А. Не прекращались войны между Ираном и Турцией за захват Кавказа, шахи и султаны вовлекали народы Дагестана через феод, владетелей в военные действия. Согласно Гюлистанскому миру в 1813 г. между Ираном и Россией территория Дагестана отошла к России, что способствовало быстрому росту эконом, потенциала отдельных регионов, обществ, развитию ремесла и торговли. Однако колониальная политика царизма, тяжелые поборы и подати привели к недовольству народа. А. приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля (1834—1859). В результате адм. реформ 60-х гг. А. вошли в состав Аварского, Андийского, Гунибского округов. К А. стали проникать товарно-денежные отношения, расширились торгово-эконом. связи, появились промышленные рабочие, кадровые военные, нац. интеллигенция, купечество. В 1921 г. А. вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 г. — Республика Дагестан).

Традиц. занятия — пашенное земледелие и скотоводство. В горных и предгорных р-нах земледелие сочеталось со скотоводством, преобладал крупный рогатый скот, в высокогорной зоне ведущая роль принадлежала скотоводству-овцеводству. Археолог. материал свидетельствует о древности происхождения производящего земледельческо-скотоводческого хоз-ва (VI—V тыс. до н.э.). Создавали террасные поля на склонах: с межевыми откосами, укрепленные каменными стенками на сухой кладке; на крутых склонах — узкие поля на высоких подпорных стенках. Культура террасного земледелия достигла высочайшего уровня. «Вряд ли можно лучше использовать землю, чем это делают в Дагестане» (Н.И. Вавилов). Практиковали трехъярусное использование участков (под фруктовыми деревьями сажали кукурузу, в междурядьях — бобы, фасоль, тыкву, овощи), применяли паровую и плодосменную систему повышения плодородия почвы, удобряли навозом, золой. В горных долинах была развита сис-
тема орошения (каналы, желоба, деревянные коле-са-самокачки). Орудия труда: деревянный плуг с железным сошником (наральником), кирка, мотыга, серп, малая коса, двухсторонняя горская коса, лопата, вилы, грабли, молотильные доски; в садоводческих р-нах (горные долины) пользовались особой лопатой для ручной вспашки. Возделывали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень (6yria), рожь, овес, просо, бобовые, тыкву, позднее кукурузу, картофель. Из техн. культур сеяли лен и коноплю. Зерно мололи на водяных мельницах, крупу делали на ручных жерновах. В горных долинах занимались садоводством и виноградарством, многие сорта фруктов и винограда были эндемичными. Выращивали абрикосы, персики, сливу, алычу, черешню, яблоки, груши. Практиковалось домашнее сушение фруктов, изготовление вин (кипяченных и некипяченных).

Важной отраслью хоз-ва у А. было животноводство. Одомашнивание коз и овец произошло около 8 тыс. лет назад, была выведена неприхотливая и выносливая порода крупного рогатого скота, лошадей, овец. Преобладало внимание к крупному рогатому скоту, связанного с пашенным земледелием. С XVI в., с географ, разделением труда, овцеводство развивается как товарная отрасль — разводятся грубошерстные породы: аварская, андийская, гуниб-ская. По природно-географическим зонам формы скотоводства имели свои особенности: в высокогорной зоне преобладала отгонная форма, в горной — стойлово-выгонная в сочетании с отгонной (овцеводство), в предгорной — стойлово-выгонная.

В хоз-ве для перевозки грузов широко применяли ослов. Подсобными были занятия охотой (на диких козлов, серну, туров, зайцев, куропаток) и пчеловодством (в ульях, сплетенных из хвороста и обмазанных глиной). У А. существовал подробно разработанный с.-х. календарь, который регламентировал сроки и последовательность всех работ. С ним связаны различные праздники и обряды, пословицы и поговорки, космогон. представления.

А. занимались домашними промыслами и ремеслом: женские — ткачество (сукно, ковры), вязание из шерсти (носки, обувь), выделка войлока, бурок, вышивание; мужские — обработка кожи, резьба по камню и дереву, кузнечное, оружейное, ювелирное дело, чеканка по меди, изготовление деревянной утвари. Техника металлообработки: гравировка, чернение, филигрань (особенно накладная), насечка, зернь; применяли вставки из натур, полудрагоц. камней, цветного стекла. Традиц. мотивы орнамента: стилизованные изображения животных, астральные символы, геометрические, растительные, ленточные узоры, плетенка.

Совр. занятия А. развиваются на основе традиц. форм. Усиливается зональная специализация, нижнее предгорье, как и равнина, с поливными землями и механизированным трудом, стало зоной пр-ва зерна, виноградарства и овощеводства, стойлового содержания мясо-молочного скота. В горах уменьшился удельный вес земледельческого труда, преобладает мясо-шерстное животноводческое направление с отгоном на летние и зимние пастбища и кутанное хозяйство на равнине. Хоз. деятельность стала многоотраслевой, в ряде районов открываются (на базе центров кустарных промыслов) художеств. комбинаты, строятся фруктово-консервные заводы. В последнее время хоз-во А. переживает характерные для всей России процессы эконом, упадка, а иногда и полного развала.

Поселения А. разнообразны по внешнему виду, размерам, месту расположения, времени образования. В высокогорье поселения небольшие (30-50 домов), по возможности вблизи речек, в горах — как довольно крупные (300-500 домов) — на склонах, так и средних размеров (100-150 домов) — на вершинах хребтов, скальных уступах, крутых склонах (в труднодоступных местах). Все они ориентированы на юг. Планировка скученная, дома тесно прижимаются друг к другу, образуя сплошную стенку вдоль узких, кривых улиц, часто крытых и напоминающих туннель. Такая планировка усиливала обороноспособность поселения. Многие селения укреплялись боевыми башнями, а на окрестных высотах строили сигнальные башни. Новые кварталы на ровных окраинах (с к. XIX в.) менее скученные. Обществ, центром была площадь для народных собраний (схода), на которой стояла и мечеть. Крупные селения делились на кварталы, которые в прошлом занимали отдельные тухумы. К XIX в. потухумное расселение нарушается, и большей частью кварталы становятся территор. единицами. Селения, расположенные на склонах имеют ступенчато-террасообразную форму, на вершинах холмов, уступах, излучине — кучеобразную, на ровных местах — горизонтальную, переселенческие поселения на равнине, построенные по стандартным проектам — горизонтальную, улично-квартальную. При переносе на новое место, перестройке, расширении поселений практикуется свободная планировка с расчетом подхода к дому автомобиля.

Традиц. жилище А. представлено разнообразными типами и формами: одно-, двух- и трехэтажные каменные дома с плоской земляной крышей, четырех-, пятиэтажные башнеобразные дома с отдельным входом на каждом этаже, дома-крепости с башней. Хоз. помещения размещались на нижних этажах, рядом с домом, выносились вне селения в отдельные кварталы. В предгорной зоне жилые и хоз. постройки располагались внутри небольшой усадьбы. Жизнь семьи проходила в одной комнате, в Ц. Аварии она была больших размеров (80-100 м2) с деревянным хранилищем (цагур) навею стену и по-
крытым очагом в центре. В конструкцию хранилища входил орнаментированный глубокой резьбой опорный столб. Очаг и столб играли культовую роль, олицетворяя семью, ее благополучие, идеолог, единство родств. группы. Одно помещение с камином, обставленное нарядно, предназначалось для проведения торжеств и приема гостей. Хлебопекарные устройства сооружались в специальных помещениях коллективного пользования. В к. XIX в. появились дома из тесаного камня, с широкими окнами и деревянными полами, верандой по фасаду, двускатной крышей с железным покрытием. Жилище украшали резными камнями: петроглифами, розетками, тимпанами, кольцами, жгутообразным бордюром, художеств, кладкой. Совр. жилище одноэтажное и двухэтажное многокамерное, крытое железом или шифером, с застекленной террасой, интерьером, близким к городским квартирам, обставлено, фабричной мебелью.

Традиц. мужская одежда: туникообразная рубаха, штаны, бешмет (гужгат), черкеска (чуха). Головной убор — папаха, редко войлочная шляпа. Зимой носили овчинные шубы (накидка с большим откидным воротником без рукавов, с длинными ложными рукавами, приталенные с вшивными рукавами), бурку. На ногах носили вязаные носки, чарыки из сыромятной кожи, чувяки с ноговицами, сафьяновые, войлочные, шерстяные (вязаные) сапоги. В костюм входил кожаный ремень. Женская одежда состояла из штанов, рубахи, платья-рубахи, длинного распашного платья с двойными рукавами (хабалай). Зимой носили меховые шубы, покроем похожие на мужские, наплечные накидки. Обувью служили кожаные чувяки с мягкой подошвой, туфли (мачуял), башмаки и войлочные сапоги. Женские вязаные носки и сапоги отличались от мужских высотой голенищ, цветом и характером орнамента. Головные уборы различались по обществам. На волосы одевали чохто (чепец или капюшон с мешочком для кос), сверху покрывало носили так, чтобы видна была надлобная часть чохто, сшитая из парчи, шелка и украшенная галунами, бисером, серебряной цепочкой, монетами, ажурными бляшками, кольцами на висках. Украшения — бусы, серебряные цепочки, нагрудные подвески, медальоны, пояса, браслеты, кольца. Совр. одежда в основном фабричная, пожилые люди продолжают носить шубы, папахи из каракуля, вязаные носки, чувяки, чохто простого мешкообразного покроя.

Традиц. питание основывалось на мучных изделиях и мясо-молочных продуктах. Распространенным блюдом был хинкал (несколько видов и из разной муки), подаваемый с вареным мясом, брынзой, простоквашей, чесночной приправой. Готовили каши из муки, супы из бобовых, вареники с различной начинкой (мясо, творог, травы). Варили зерна пшеницы и кукурузы с фасолью в разных сочетаниях, заправляли жиром. Пекли хлеб на закваске и пресный, блины на сыворотке, пироги (чуду) с различными начинками. Мясо употребляли в свежем виде и сушеное, особенно ценилась сушеная колбаса. Важное место в пище занимали молоко, масло, творог. Слабоалкогольный напиток (niaria) готовили из солода и толокна (из голозерного ячменя), в горных долинах — виноградное вино. В совр. питании при сохранении традиц. основы появились закуски, соленья, варенья, чай, макаронные изделия, борщ, соусы, плов, голубцы, картофельные блюда.

Традиц. форма семьи — малая (родители и дети). Женатого сына выделяли в отдельное хозяйство. Придерживались эндогамии (родственная, внутри-тухумная, сельская). Выход за пределы аула осуждался. Семейные отношения регулировались обычаями, нормами шариата, но фактически женщине принадлежала ведущая роль в решении многих хоз. и семейных дел. Основная форма брака — сговор. Похищение и уход были редким явлением. Брачный возраст для девушек 16-18 лет, для юношей 18-20. Встречалось люлечное обручение. После религиозного обряда бракосочетания молодые считались мужем и женой. Калыма не было. Свадьба и свадебные обычаи различались по обществам и по селениям. Среди множества действий и обрядов особым весельем и магическим смыслом, смеховыми и театрализованными сценами, состязанием в остроумии сторон отличалась процессия перехода невесты в дом жениха. Невеста шла с закрытым лицом, в сопровождении родственниц и подруг, молодые парни перегораживали им дорогу, требуя выкуп. Танцевали и пели. Свадьба шла в доме жениха. Обычая избегания не придерживались. Существовал обряд первого выхода молодой в сопровождении родственниц к источнику (на 3—5 день), после чего она включалась в хоз.-бытовую жизнь новой семьи. В семье любили детей. Счет родства патрилинейный, внут-ритухумные связи строго соблюдались, но такой счет существовал и по материнской линии, однако он не обозначался в офиц. системе родства.

В духовной жизни большое место занимали праздники и обряды, игры. Один из любимых и древних праздников оцбай — запряжение быка — день первой борозды, открывавший цикл хоз.-полевых работ (новый хозяйственный год). Он включал ритуальную вспашку (две-три борозды), магические действия, направленные на обеспечение хорошего урожая, коллективное угощение и моление, развлекательные сцены, различные игры, спортивные состязания.

А. в X—XII вв. восприняли арабо-мусульманскую культуру, которая получила развитие на местной основе. Сохранились эпиграф, надписи, относящиеся к XI—XII вв. В XIII—XIV вв. были распро-
странены книги научного, богословского, философского содержания. Появились ученые-А.: Мухаммед из Кудутля, Махад из Чоха, Абдурахман из Со-гратля, Дибиркади из Хунзаха и др. — работы которых пользовались большой известностью.

У А. был развит фольклор: исторические предания, сказки, пословицы, поговорки, плачи, песни — колыбельные, лирические, героические («О разгроме Надиршаха», «Ахульго», «Хочбар» и др.), исполнявшиеся под музыку и без музыки. Музыкальные инструменты: чагьана (смычковый), чагур, т1амур-пандур (струнные), лалу (вид свирели), зурна, бубен, барабан. Разнообразны танцы: быстрые (гюдоб), медленные (xiepeH), мужские, женские, коллективные. Любимы были поэты-певцы Алигаджи из Инхо, Та-жудин Чанка, Махмуд из Кахаб-Росо. Широкой популярностью пользуются произведения Г. Цадасы, Р. Гамзатова, Фазу Алиевой. Халимбек Мусаев — известный художник в Европе и на Востоке, деятель мировой культуры.

Обществ, быт регулировался адатами. Нормой поведения было уважение своих традиций, строгое соблюдение адатов, этикета, уважение старших. Принуждающей силой выступало общественное мнение. Правовые же нормы обеспечивались и силой принуждения (изгнание из общины). Строго соблюдались нормы обществ, поведения, обычаи взаимопомощи, гостеприимства, важную роль в регулировании взаимоотношений людей в общине играл обычай кровной мести. Свободное время мужчины посвящали общению на годекане, подвижным и настольным играм (типа шашек, шахмат), военно-спортивным занятиям (борьбе, бегу, метанию камня). Существовали мужские союзы (дома), которые были школой духовного и физического воспитания юношей. Женщины в свободное время собирались «у огня», выполняли мелкие работы, рассказывали рассказы, пели песни, играли в игры. В наше время 43% А. живут в городах, на аварском языке ведутся радио- и телепередачи, издаются книги, десятки газет, журналов, переводная литература, действует Аварский музыкально-драматический театр, работают сотни докторов наук и кандидатов, специалистов почти во всех областях науки и техники.

Лит.: Мат. культура аварцев. Махачкала, 1967; История Дагестана: В 4т. Т. 1. М., 1967; Абакаров А.И., Давудов О.М. Археологическая карта Дагестана. М., 1993; Исламмагомедов А.И. Аварцы // Народы Дагестана. М., 2004. С. 115-147.

А.И. Исламмагомедов (Махачкала)
 
По теме
Сегодня исполнилось бы 96 лет со дня рождения Аскера Гадагатля… Аскер Гадагатль являлся членом Союза писателей России и общества кавказоведов Европы, действительным членом Адыгской международной академии наук,
20.09.2018
Хранители документальной памяти 23 сентября – 100 лет со дня создания информационных подразделений МВД России.
20.09.2018
 
 
Кто такой Дягилев и почему он вошел в историю? - Информационное агенстсво НатПресс Дягилев навсегда останется в истории как отец русской культуры. Именно он внес главный вклад в культурное развитие страны еще в начале 20 века.
19.09.2018
В РА состоится выставка одного экспоната «Канжальская битва. Мухадин Кишев» - Аргументы и Факты Картина «Канжальская битва» написана Мухадином Кишевым в 2008 году 19 сентября 2018 года в 15.00 в Северокавказском филиале Государственного музея Востока состоится открытие  выставки одного экспоната «Канжальская битва.
18.09.2018
 
Нартский эпос созданный адыгами, является мировым достоянием - Информационное агенстсво НатПресс Адыгский героический нартский эпос, являющийся уникальным явлением мировой культуры, вобрал в себя богатейший опыт материальной и духовной жизни народа, его устоявшийся нравственно-этический кодекс,
18.09.2018
 
Завтра Камерный музыкальный театр им. А.А. Ханаху откроет юбилейный сезон.
18.09.2018
 
По традиции центральным событием празднования Дня города стала церемония награждения лауреатов премии имени братьев В.Ф.
18.09.2018
По традиции празднования Дня Майкопа не прошло без мероприятий спортивной направленности.
18.09.2018
Apparat_MVD.jpg - МВД Республики Адыгея 20 сентября 2018 года, около 22.00 часов, на автодороге «Южный подъезд» к автомагистрали М-4 «Дон», возле поселка Яблоновского, произошло дорожно-транспортное происшествие с тяжкими последствиями.
21.09.2018 МВД Республики Адыгея
Спасатели МЧС Адыгеи принимали участие в ликвидации последствии ДТП За прошедшие сутки  в Адыгее произошло три ДТП, в результате которых пострадали 4 человека.
19.09.2018 Аргументы и Факты
Хранители документальной памяти 23 сентября – 100 лет со дня создания информационных подразделений МВД России.
20.09.2018 МВД Республики Адыгея
Преимущества плавания - Информационное агенстсво НатПресс На сегодняшний день современные фитнес-клубы предоставляют своим клиентам широчайший выбор различных активностей, которые могут привести их в надлежащую физическую форму и принести удовольствие от тренировки.
21.09.2018 Информационное агенстсво НатПресс
Получить пригласительный билет клиенты смогут в розничных офисах банка ВТБ в Москве и Московской области до 12 октября 2018 года Клиенты ВТБ смогут бесплатно посетить ХХIХ международный теннисный турнир «ВТБ Кубок Кремля»,
20.09.2018 Аргументы и Факты
Глава Адыгеи поддержал законодательную инициативу о сохранении региональных льгот людям предпенсионного возраста - Исполнительные органы государственной власти На заседании Госсовета-Хасэ РА, которое прошло с участием Главы РА Мурата Кумпилова , обсудили вопросы внесения изменений в региональное законодательство,
21.09.2018 Исполнительные органы государственной власти
В столице Адыгеи продолжается ремонт автомобильных дорог. В частности, работы ведутся по улице МОПРа (между улицами Западной и Бутаревского).
20.09.2018 Газета Майкопские новости