Слова «черкес» и «Черкесия» (Circassian, Circassia) в английском языке имеют романтическое звучание.

Слова «черкес» и «Черкесия» (Circassian, Circassia) в английском языке имеют романтическое звучание.
Слова «черкес» и «Черкесия» (Circassian, Circassia) в английском языке имеют романтическое звучание.
Слова «черкес» и «Черкесия» (Circassian, Circassia) в английском языке имеют романтическое звучание.
Фото: www.natpress.net
Слова «черкес» и «Черкесия» (Circassian, Circassia) в английском языке имеют романтическое звучание. Американские и английские бизнесмены широко использовали популярные рассказы о красоте черкешенок и свободолюбии черкесов . Так появились: пудра, краска для волос, крем и лосьон «Черкешенка», «черкесские» глазные капли, курительный табак «Черкес», дорогая мебель из редкого «черкесского дерева», кукла «Черкешенка», популярная до появления «Барби», и др.
Особый интересе представляют американские и английские корабли, носившие название «Черкесия» и «Черкес». Предки сотен тысяч современных американцев приплыли на этих кораблях из Европы в Америку, и на десятках американских генеалогических сайтов опубликованы списки пассажиров для тех, кто интересуется своей фамильной историей.
Корабли «Черкес» (Circassian)
Одно из первых упоминаний корабля, называвшегося «Черкес» и плававшего в Атлантическом океане, встречается в 1829 г. «Черкес» плавал по маршруту Лондон – Мадейра – Цейлон – Бомбей. Это был пассажирский корабль, по тем временам довольно комфортабельный. Он также перевозил 500 тонн груза. На борту корабля имелась сильная охрана и соответствующее вооружение для защиты от нападения. На корабле был опытный хирург. Пассажирам сообщалось, что корабль отплывает из Лондона 10 ноября и добирает пассажиров в Портмуте 15 ноября. Короткое объявление об отплытии «Черкеса» гласило:


10 ноября из Лондона и 15 ноября из Портмута отправляется прекрасный корабль «Черкесия» в Бомбей с остановкой в Мадейре и Целоне. Корабль стоит в городском канале, большая часть груза уже погружена и составляет 500 тонн. Капитан корабля – Г.Р. Дотуейт . Имеются повышенные удобства для пассажиров. Корабль вооружен и на борту имеется охрана, а также опытный хирург
После того, как он был снят с эксплуатации, другой корабль получил его название. О последующих кораблях, названных «Черкес», сохранились более подробные сведения.
«Черкес» - 1857. В 1857 году фирмой «Robert Hickson & Co», расположенной в Белфасте был построен другой корабль «Черкес». Машинная конструкция корабля разработана фирмой «Randolph, Elder & Co», расположенной в Глазго. Заказчиком «Черкеса» выступала Британская компания «Северо-атлантическая параходная навигация». Это был трехмачтовый корабль железной констукции водоизмещением 1,387 тонн, длиной 255 футов. «Черкес» был одновинтовым судном и развивал скорость 9 узлов. На нем были кабины первого, среднего и третьего класса.
18 июля 1856 г. «Черкес» был спущен на воду, а 7 марта 1857 года совершил, как говорят английские моряки, свой первый «девичий вояж» из Ливерпуля с 200 пассажирами на борту. Но «девичий вояж» не был завершен, и «Черкес» вынужден был вернуться обратно в Ливерпуль 14 марта из-за нескольких штормов подряд. Он снова отплыл 19 марта в Портланд, и сделал три круга на этом маршруте.
Американские и английские газеты подробно отслеживали расписание кораблей. Каждый инцидент, задержка рейса сразу попадали на страницы газет. Например, 22 июля 1857 г. газета New York Daily Times писала: «Пароход «Черкес», плывущий из Ливерпуля, отсутствует вот уже одиннадцатый день и еще не передавал сигнала. Погода ясная, ветер западный» . Так, каждый день газеты публиковали подобные короткие заметки, пока корабль не прибывал.
Часто в газетах появлялись такие объявления:
ГАЛВЕЙ - НЬЮ-ЙОРКСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
АТЛАНТИЧЕСКОЙ КОРОЛЕВСКОЙ ПОЧТОВОЙ НАВИГАЦИОННОЙ КОМПАНИИ
Следующим из Нью-Йорка отбывает пароход «Черкес» , капитан Г. У. Джексон, в четверг 27 января, с остановкой в С.-Джонсе (Ньюфаундланд) для получения королевской почты.
Цены на билеты: Первый класс – 90 долларов, Второй – 50, Третий – 30 (включая бесплатные билеты во все главные города Великобритании, охваченные железнодорожным сообщением). В Третьем классе предоставляются тарелки, ложки, вилки и т.п., а также постельное белье.
С 26 октября 1858 г. до 5 марта 1860 г. «Черкес» осуществил восемь чартерных рейса между Галвеем и Нью Йорком.
В мае 1862 года «Черкес» перешел под флаг США. И с 19 августа по 20 октября 1865 г. он плавал из Нью Йорка в Бремен, принадлежа к агенству «Руджер Бразерс». Через месяц «Черкес» был передан «Континентальной почтово-пароходной компании» и совершил два рейса из Нью Йорка в Антверпен. Объявление об этом гласило:

Континентальная Почтово-пароходная Компания. – По новому маршруту американских почтовых пароходов из Нью Йорка в Антверпен (с остановкой в Гавре) отправляется пароход «Черкес» [Circassian] в 15:00, 18 числа сего месяца. Компания будет напрямую доставлять европейскую континентальную почту, таким образом, избегая дополнительных расходов за транспортировку через Англию. «Черкес» является пароходом высшего класса и развивает очень быструю скорость.
Вскоре «Черкес» был обратно передан агентству «Руджер Бразерс», и с 2 августа 1867 г. плавал по маршруту Нью Йорк – Бремен вплоть до своего последнего рейса 25 июля 1868 г.
С корабля был снят мотор. Он стоял у берегов Лонг Айленба, когда 1876 г. во время сильного шторма разломился пополам. К счастью, обошлось без человеческих жертв .
«Черкес» - 1873. Следующий корабль «Черкес» принадлежал компании «Allan Line». Он был построен фирмой «R. Steele & Co», расположенной в Гриноке. Это был трехмачтовый корабль железной констукции водоизмещением 3,211 тонн, длиной 375 футов, развивавший скорость в 13 узлов. На нем были 100 кабин первого и 850 третьего класса. Он был готов уже в 1872 г., однако во время предварительных испытаний он был поврежден в результате пожара, и был принят компанией «Allan Line» лишь в 1873 г., а 24 апреля того же года совершил свой «девичий вояж» из Ливерпуля в Монреаль.
Через год его конструкция была усовершенствована: корабль удлинен до 415 футов, переделана машинная часть. Затем «Черкес» курисировал на маршруте Ливерпуль – Портланд до своего последнего рейса 11 мая 1893 г.
Корабли «Черкесия» (Circassia)
«Черкесия» - 1878. Было три корабля, носивших название «Черкесия». Первый пароход «Черкесия» был построен фирмой «Barrow Shipbuilding Co» в 1878 г. для пароходной компании «Anchor Line».
«Черкесия» знаменита тем, что это был первый корабль Северо-Атлантической линии, который имел рефрижератор для мяса, вмещавший 400 тонн. По остальным параметрам он был типичным судном своего времени и представлял собой одновинтовой трехмачтовый корабль железной конструкции водоизмещением 4,272 тонны, длиной 399 футов, развивавший скорость 13 узлов. «Черкесия» располагала 200 кабинами первого, 100 – второго и 800 – третьего класса.
19 марта 1878 г. «Черкесия» отправилась из Глазго в Нью-Йорк в свой «девичий вояж».
Именно на «Черкесии» в Америку прибыло особенно большое количество эмигрантов из Европы. Вот один из списков пассажиров «Черкесии», которые составлялись после прибытия парохода:
Округ города Нью Йорк, порт Нью Йорк, Пассажирский акт, 17 мая 1880 г.
Я, Р.Д.Монро, хозяин парохода «Черкесия» торжественно, искренне и правдиво провозглашаю, что приведенный далее Список есть полный и совершенный список всех пассажиров, взятых на борт указанного судна в Глазго, из порта которого указанное судно нане прибыло. Список составлен мной и теперь передан мной инспектору таможни округа города Нью Йорк. В данном списке правдиво указаны возраст, пол, имя и фамилия каждого из пассажиров, их места на корабле, гражданство, а также конечный пункт их маршрута. Кроме того, в списке правдиво указаны умершие в пути, время и причина их смерти, их имена и возраст. Также в списке внесен багаж каждого пассажира.
И да поможет мне Бог. Подпись Р.Д.Монро. Клятва приведена 17 мая 1880 г.
Далее шел список пассажиров, с указанными графами напротив каждого имени.
Последний рейс «Черкесии» был 12 августа 1897 г., после чего она была снята с воды, и через три года разобрана в Германии .
«Черкесия» - 1902. Вторая «Черкесия» была построена в 1902 г., и принадлежала той же компании «Anchor Line». Сохранились буклеты с рекламой корабля. На одном из них, изданном 26 октября 1911 г., написано, что «Черкесия» принадлежит фирме «Гендерсон Бразерс», расположенной в Нью Йорке. Корабль еженедельно курсировал из Нью-Йорка через Глазго в Лондондерри и вез, кроме пассажиров, европейскую почту, включая скандинавскую и финнскую. Аналогичный буклет был издан 24 февраля 1936 г.
«Черкесия» - 1937. Особый интерес представляет история третьего лайнера «Черкесия» (HMS Circassia). Эта двухвинтовая «Черкесия» водоизмещением 11,170 тонн была построена в Глазго фирмой «Fairfield Shipbuilding & Engineering» в июне 1937 г., и в октябре того же года отправилась в свой «девичий вояж» из Глазго в Бомбей – маршрут, на котором прошла вся ее коммерческая служба.
Для своего времени это был комфортабельный и быстроходный пассажирский корабль и являлся гордостью компании «Anchor Line». Сохранилось большое количество фотографий как внешнего, так и внутреннего вида «Черкесии».
Помимо непосредственно пассажирских кают для проживания, впечатляет количество помещений для времяпровождения пассажиров. На «Черкесии» имелись: огромный ресторан, роскошная комната для курения изысканный коктейль-бар, праздничная комната с высоким потолком.
Во время второй мировой войны 14 октября 1939 г. пассажирский корабль «Черкесия» был передан Адмиралтерии США и использовался вначале как военный крейсер, на борту которого были восемь 152 миллиметровых и два 76 миллиметровых орудия. Если пассажирские рейсы «Черкесии» проходили всегда по одному и тому же маршруту, то военная служба крейсера оказалась более разнообразной. Вот что записано в его военной биографии: с января по октябрь 1940 г. – Северный патруль, с ноября 1940 г. по март 1941 г. - Северный и Западный патруль; апрель 1941 г. – Бермудский и Гелифаксовский эскорт; с мая по июль – Америка и Западно-Индийская база; с августа по октябрь – Северо-атлантический эскорт; с ноября 1941 г. по январь 1942 г. – снова Америка и Западно-Индийская база; с февраля по март 1942 г. – Западный патруль; 5 марта 1942 г. использован для перевозки войск министерством военного транспорта.
Один из военных пассажиров тех тревожных дней, Гарри Форбс, вспоминал в своих мемуарах: «30 апреля 1941 г. я отплыл из Гелифакса на борту военного крейсера «Черкесия», переделанного из пассажирского судна. Нас было всего 12 пассажиров и нас разместили в детской комнате корабля. Крейсер «Черкесия» был единственным сопровождением для шестидесяти конвоируемых кораблей, плывших в Англию со скоростью 7 узлов (со скоростью самого медленного корабля). Через две недели плавания обязанности эскорта были переданы королевским эсминцам, и «Черкесия» высадила своих пассажиров в Рейкьявике (Ирландия)». Сохранилась фотография этих 12 пассажиров.
После того, как в 1942 г. «Черкесию» перевели в разряд военных кораблей и стали использовать как военный корабль для высадки пехотных войск, один из эпизодов военной службы «Черкесии» попал в песню «166-ой королевский полк». В ней поется о том, как 20 декабря 1942 г. к порту Лесмахагоу в Ланкашире причалил лайнер «Черкесия», чтобы забрать 166-ой полевой артиллерийский полк. Час битвы был близок. Они стразу столкнулись с суровой атлантической погодой. Но затем доплыли до Средиземного моря, которое было спокойно, И солнце восстановило их дух. Вместе с 23-м псалмом, который они распевали. 1 февраля 1943 года
Лайнер «Черкесия» прибыл в Алжир. Капитан корабля, 15 офицеров и 645 солдат почувствовали, что час битвы близок. (Далее в песне поется, как они пересели в мелкие суда, и описывается высадка на берег и дальнейшие боевые подвиги полка.)
«Черкесия» вернулась на свой неизменный бомбейский маршрут в августе 1947 г.
Компании «Anchor Line» принадлежали три корабля-близнеца: «Черкесия» - «Каледония» - «Киликия», которые плавали на воточном направлении и на рекламных проспектах упоминались вместе. Сохранились буклеты, выпущенные в 1949 г.
Лайнер «Черкесия» плавал еще полтора десятилетия и 13 января 1966 г. вышел в последний рейс .Сохранился макет корабля.
Другие «черкесские» корабли
Наряду с известными сериями кораблей «Черкес» и «Черкесия» Атлантический океан бороздили другие корабли с «черкесскими» названиями.
«Черкесский князь». Один из них назывался пароход «Черкесский князь» (SS Circassian Prince). Он принадлежал английской пароходной компании и осуществлявлял плавание по маршруту Нью-Йорк – Шилды. Одно из объявлений об отплытии корабля «Черкесский князь» гласило:
Корабельные и почтовые новости - Британский пароход «Черкесский князь» с капитаном Джеффри отплыл сегодня из Шилд в Нью Йорк .
«Новая Черкесия». В настоящее время существует танкер, который носит имя «Новая Черкесия» (New Circassia). Он был построен фирмой «Mitsubishi Heavy Ind., Ltd.» и спущен на воду в марте 1999 г. в порту Нагасаки, в Японии. Корабль принадлежит компании «Shell InternationalTRADING and Shipping Co., Ltd.». Родным портом в паспорте корабля указан г. Дуглас.
Длина танкера «Новая Черкесия» составляет 333 м., посадка в воде – 29 м., он развивает скорость 15 миль в час.
Судно не сразу получило свое имя. У него был предшественник-близнец «Омала», построенный в Италии в 1938 г. и разобранный в 1959 г. После строительства нового судна, ему вначале дали название предшественника. В том же году оно было переименовано в «Золотой прилив» (Golden Tide).
Но и это имя показалось владельцам недостаточно красивым, и вскоре после этого корабль был переименован в «Золотую Черкесию» (Golden Circassia). Однако поиски имени продолжались и после этого. И через пять лет, в 2004 г., корабль, наконец, получил имя «Новая Черкесия».
Совершенно недавно корабль был переименован во "Фронт Черкесия"
 
По теме
Ежегодно благотворительный фонд «ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ» (далее — «Фонд») проводит всероссийскую акцию «КРАСНАЯ ГВОЗДИКА» (далее — «Акция»),
28 марта 2024 года в Блечепсинской модельной библиотеке Кошехабльскоо района совместно с МБОУ «СОШ» № 5 для читателей состоялся краеведческий вечер-познание «Адыгский поэт и прозаик Киримизе Жанэ»,
18, 19, 20 апреля в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся показы спектаклей Белгородского государственного театра кукол.
28 марта 2024 года в 9:30 и 10:30 состоялся показ выездного кукольного спектакля «Бука - вредный заяц» по пьесе Михаила Супонина театра кукол «Золотой кувшин» Концертного объединения Республики Адыгея в детском саду №24
В апреле 2024 г. в Филармонии Концертного объединения Республики Адыгея в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся гастроли Белгородского государственного театра кукол.
5 апреля 2024 г. в 18:00 в Большом зале Филармонии Концертного объединения Республики Адыгея пройдет мюзикл для детей «Сказка о времени» Камерного музыкального театра Республики Адыгея им.
Яркая, талантливая, настоящая! Других слов по отношению к Аминат Казбековне, этой замечательной исполнительнице, прекрасной женщине, магниту, своим добродушием и положительной энергетикой притягивающему к себе людей, не найдется.
Они трудятся, когда другие отдыхают, они щедро делятся богатством своей души и дарят радость прикосновения к прекрасному.
Благодаря вступлению в национальный проект «Культура», начиная с 2019 г. 13 муниципальных библиотек Республики Адыгея успешно модернизированы и получили статус библиотек нового поколения.
В Адыгее возбуждено уголовное дело по факту убийства жительницы Тахтамукайского района - Следственный комитет Установлено, что 26 марта 2024 года в поселке Яблоновский Тахтамукайского района в квартире жилого дома обнаружено тело женщины с признаками насильственной смерти, предположительно наступившей в результате удушения.
Следственный комитет
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор