Новости города БезФормата.Ru
Майкоп
Главные новости
 
Задать вопрос?

Слова «черкес» и «Черкесия» (Circassian, Circassia) в английском языке имеют романтическое звучание.

Слова «черкес» и «Черкесия» (Circassian, Circassia) в английском языке имеют романтическое звучание. - Информационное агенстсво НатПресс
Слова «черкес» и «Черкесия» (Circassian, Circassia) в английском языке имеют романтическое звучание. - Информационное агенстсво НатПресс
Слова «черкес» и «Черкесия» (Circassian, Circassia) в английском языке имеют романтическое звучание. - Информационное агенстсво НатПресс
Слова «черкес» и «Черкесия» (Circassian, Circassia) в английском языке имеют романтическое звучание. Американские и английские бизнесмены широко использовали популярные рассказы о красоте черкешенок и свободолюбии черкесов . Так появились: пудра, краска для волос, крем и лосьон «Черкешенка», «черкесские» глазные капли, курительный табак «Черкес», дорогая мебель из редкого «черкесского дерева», кукла «Черкешенка», популярная до появления «Барби», и др.
Особый интересе представляют американские и английские корабли, носившие название «Черкесия» и «Черкес». Предки сотен тысяч современных американцев приплыли на этих кораблях из Европы в Америку, и на десятках американских генеалогических сайтов опубликованы списки пассажиров для тех, кто интересуется своей фамильной историей.
Корабли «Черкес» (Circassian)
Одно из первых упоминаний корабля, называвшегося «Черкес» и плававшего в Атлантическом океане, встречается в 1829 г. «Черкес» плавал по маршруту Лондон – Мадейра – Цейлон – Бомбей. Это был пассажирский корабль, по тем временам довольно комфортабельный. Он также перевозил 500 тонн груза. На борту корабля имелась сильная охрана и соответствующее вооружение для защиты от нападения. На корабле был опытный хирург. Пассажирам сообщалось, что корабль отплывает из Лондона 10 ноября и добирает пассажиров в Портмуте 15 ноября. Короткое объявление об отплытии «Черкеса» гласило:


10 ноября из Лондона и 15 ноября из Портмута отправляется прекрасный корабль «Черкесия» в Бомбей с остановкой в Мадейре и Целоне. Корабль стоит в городском канале, большая часть груза уже погружена и составляет 500 тонн. Капитан корабля – Г.Р. Дотуейт . Имеются повышенные удобства для пассажиров. Корабль вооружен и на борту имеется охрана, а также опытный хирург
После того, как он был снят с эксплуатации, другой корабль получил его название. О последующих кораблях, названных «Черкес», сохранились более подробные сведения.
«Черкес» - 1857. В 1857 году фирмой «Robert Hickson & Co», расположенной в Белфасте был построен другой корабль «Черкес». Машинная конструкция корабля разработана фирмой «Randolph, Elder & Co», расположенной в Глазго. Заказчиком «Черкеса» выступала Британская компания «Северо-атлантическая параходная навигация». Это был трехмачтовый корабль железной констукции водоизмещением 1,387 тонн, длиной 255 футов. «Черкес» был одновинтовым судном и развивал скорость 9 узлов. На нем были кабины первого, среднего и третьего класса.
18 июля 1856 г. «Черкес» был спущен на воду, а 7 марта 1857 года совершил, как говорят английские моряки, свой первый «девичий вояж» из Ливерпуля с 200 пассажирами на борту. Но «девичий вояж» не был завершен, и «Черкес» вынужден был вернуться обратно в Ливерпуль 14 марта из-за нескольких штормов подряд. Он снова отплыл 19 марта в Портланд, и сделал три круга на этом маршруте.
Американские и английские газеты подробно отслеживали расписание кораблей. Каждый инцидент, задержка рейса сразу попадали на страницы газет. Например, 22 июля 1857 г. газета New York Daily Times писала: «Пароход «Черкес», плывущий из Ливерпуля, отсутствует вот уже одиннадцатый день и еще не передавал сигнала. Погода ясная, ветер западный» . Так, каждый день газеты публиковали подобные короткие заметки, пока корабль не прибывал.
Часто в газетах появлялись такие объявления:
ГАЛВЕЙ - НЬЮ-ЙОРКСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
АТЛАНТИЧЕСКОЙ КОРОЛЕВСКОЙ ПОЧТОВОЙ НАВИГАЦИОННОЙ КОМПАНИИ
Следующим из Нью-Йорка отбывает пароход «Черкес» , капитан Г. У. Джексон, в четверг 27 января, с остановкой в С.-Джонсе (Ньюфаундланд) для получения королевской почты.
Цены на билеты: Первый класс – 90 долларов, Второй – 50, Третий – 30 (включая бесплатные билеты во все главные города Великобритании, охваченные железнодорожным сообщением). В Третьем классе предоставляются тарелки, ложки, вилки и т.п., а также постельное белье.
С 26 октября 1858 г. до 5 марта 1860 г. «Черкес» осуществил восемь чартерных рейса между Галвеем и Нью Йорком.
В мае 1862 года «Черкес» перешел под флаг США. И с 19 августа по 20 октября 1865 г. он плавал из Нью Йорка в Бремен, принадлежа к агенству «Руджер Бразерс». Через месяц «Черкес» был передан «Континентальной почтово-пароходной компании» и совершил два рейса из Нью Йорка в Антверпен. Объявление об этом гласило:

Континентальная Почтово-пароходная Компания. – По новому маршруту американских почтовых пароходов из Нью Йорка в Антверпен (с остановкой в Гавре) отправляется пароход «Черкес» [Circassian] в 15:00, 18 числа сего месяца. Компания будет напрямую доставлять европейскую континентальную почту, таким образом, избегая дополнительных расходов за транспортировку через Англию. «Черкес» является пароходом высшего класса и развивает очень быструю скорость.
Вскоре «Черкес» был обратно передан агентству «Руджер Бразерс», и с 2 августа 1867 г. плавал по маршруту Нью Йорк – Бремен вплоть до своего последнего рейса 25 июля 1868 г.
С корабля был снят мотор. Он стоял у берегов Лонг Айленба, когда 1876 г. во время сильного шторма разломился пополам. К счастью, обошлось без человеческих жертв .
«Черкес» - 1873. Следующий корабль «Черкес» принадлежал компании «Allan Line». Он был построен фирмой «R. Steele & Co», расположенной в Гриноке. Это был трехмачтовый корабль железной констукции водоизмещением 3,211 тонн, длиной 375 футов, развивавший скорость в 13 узлов. На нем были 100 кабин первого и 850 третьего класса. Он был готов уже в 1872 г., однако во время предварительных испытаний он был поврежден в результате пожара, и был принят компанией «Allan Line» лишь в 1873 г., а 24 апреля того же года совершил свой «девичий вояж» из Ливерпуля в Монреаль.
Через год его конструкция была усовершенствована: корабль удлинен до 415 футов, переделана машинная часть. Затем «Черкес» курисировал на маршруте Ливерпуль – Портланд до своего последнего рейса 11 мая 1893 г.
Корабли «Черкесия» (Circassia)
«Черкесия» - 1878. Было три корабля, носивших название «Черкесия». Первый пароход «Черкесия» был построен фирмой «Barrow Shipbuilding Co» в 1878 г. для пароходной компании «Anchor Line».
«Черкесия» знаменита тем, что это был первый корабль Северо-Атлантической линии, который имел рефрижератор для мяса, вмещавший 400 тонн. По остальным параметрам он был типичным судном своего времени и представлял собой одновинтовой трехмачтовый корабль железной конструкции водоизмещением 4,272 тонны, длиной 399 футов, развивавший скорость 13 узлов. «Черкесия» располагала 200 кабинами первого, 100 – второго и 800 – третьего класса.
19 марта 1878 г. «Черкесия» отправилась из Глазго в Нью-Йорк в свой «девичий вояж».
Именно на «Черкесии» в Америку прибыло особенно большое количество эмигрантов из Европы. Вот один из списков пассажиров «Черкесии», которые составлялись после прибытия парохода:
Округ города Нью Йорк, порт Нью Йорк, Пассажирский акт, 17 мая 1880 г.
Я, Р.Д.Монро, хозяин парохода «Черкесия» торжественно, искренне и правдиво провозглашаю, что приведенный далее Список есть полный и совершенный список всех пассажиров, взятых на борт указанного судна в Глазго, из порта которого указанное судно нане прибыло. Список составлен мной и теперь передан мной инспектору таможни округа города Нью Йорк. В данном списке правдиво указаны возраст, пол, имя и фамилия каждого из пассажиров, их места на корабле, гражданство, а также конечный пункт их маршрута. Кроме того, в списке правдиво указаны умершие в пути, время и причина их смерти, их имена и возраст. Также в списке внесен багаж каждого пассажира.
И да поможет мне Бог. Подпись Р.Д.Монро. Клятва приведена 17 мая 1880 г.
Далее шел список пассажиров, с указанными графами напротив каждого имени.
Последний рейс «Черкесии» был 12 августа 1897 г., после чего она была снята с воды, и через три года разобрана в Германии .
«Черкесия» - 1902. Вторая «Черкесия» была построена в 1902 г., и принадлежала той же компании «Anchor Line». Сохранились буклеты с рекламой корабля. На одном из них, изданном 26 октября 1911 г., написано, что «Черкесия» принадлежит фирме «Гендерсон Бразерс», расположенной в Нью Йорке. Корабль еженедельно курсировал из Нью-Йорка через Глазго в Лондондерри и вез, кроме пассажиров, европейскую почту, включая скандинавскую и финнскую. Аналогичный буклет был издан 24 февраля 1936 г.
«Черкесия» - 1937. Особый интерес представляет история третьего лайнера «Черкесия» (HMS Circassia). Эта двухвинтовая «Черкесия» водоизмещением 11,170 тонн была построена в Глазго фирмой «Fairfield Shipbuilding & Engineering» в июне 1937 г., и в октябре того же года отправилась в свой «девичий вояж» из Глазго в Бомбей – маршрут, на котором прошла вся ее коммерческая служба.
Для своего времени это был комфортабельный и быстроходный пассажирский корабль и являлся гордостью компании «Anchor Line». Сохранилось большое количество фотографий как внешнего, так и внутреннего вида «Черкесии».
Помимо непосредственно пассажирских кают для проживания, впечатляет количество помещений для времяпровождения пассажиров. На «Черкесии» имелись: огромный ресторан, роскошная комната для курения изысканный коктейль-бар, праздничная комната с высоким потолком.
Во время второй мировой войны 14 октября 1939 г. пассажирский корабль «Черкесия» был передан Адмиралтерии США и использовался вначале как военный крейсер, на борту которого были восемь 152 миллиметровых и два 76 миллиметровых орудия. Если пассажирские рейсы «Черкесии» проходили всегда по одному и тому же маршруту, то военная служба крейсера оказалась более разнообразной. Вот что записано в его военной биографии: с января по октябрь 1940 г. – Северный патруль, с ноября 1940 г. по март 1941 г. - Северный и Западный патруль; апрель 1941 г. – Бермудский и Гелифаксовский эскорт; с мая по июль – Америка и Западно-Индийская база; с августа по октябрь – Северо-атлантический эскорт; с ноября 1941 г. по январь 1942 г. – снова Америка и Западно-Индийская база; с февраля по март 1942 г. – Западный патруль; 5 марта 1942 г. использован для перевозки войск министерством военного транспорта.
Один из военных пассажиров тех тревожных дней, Гарри Форбс, вспоминал в своих мемуарах: «30 апреля 1941 г. я отплыл из Гелифакса на борту военного крейсера «Черкесия», переделанного из пассажирского судна. Нас было всего 12 пассажиров и нас разместили в детской комнате корабля. Крейсер «Черкесия» был единственным сопровождением для шестидесяти конвоируемых кораблей, плывших в Англию со скоростью 7 узлов (со скоростью самого медленного корабля). Через две недели плавания обязанности эскорта были переданы королевским эсминцам, и «Черкесия» высадила своих пассажиров в Рейкьявике (Ирландия)». Сохранилась фотография этих 12 пассажиров.
После того, как в 1942 г. «Черкесию» перевели в разряд военных кораблей и стали использовать как военный корабль для высадки пехотных войск, один из эпизодов военной службы «Черкесии» попал в песню «166-ой королевский полк». В ней поется о том, как 20 декабря 1942 г. к порту Лесмахагоу в Ланкашире причалил лайнер «Черкесия», чтобы забрать 166-ой полевой артиллерийский полк. Час битвы был близок. Они стразу столкнулись с суровой атлантической погодой. Но затем доплыли до Средиземного моря, которое было спокойно, И солнце восстановило их дух. Вместе с 23-м псалмом, который они распевали. 1 февраля 1943 года
Лайнер «Черкесия» прибыл в Алжир. Капитан корабля, 15 офицеров и 645 солдат почувствовали, что час битвы близок. (Далее в песне поется, как они пересели в мелкие суда, и описывается высадка на берег и дальнейшие боевые подвиги полка.)
«Черкесия» вернулась на свой неизменный бомбейский маршрут в августе 1947 г.
Компании «Anchor Line» принадлежали три корабля-близнеца: «Черкесия» - «Каледония» - «Киликия», которые плавали на воточном направлении и на рекламных проспектах упоминались вместе. Сохранились буклеты, выпущенные в 1949 г.
Лайнер «Черкесия» плавал еще полтора десятилетия и 13 января 1966 г. вышел в последний рейс .Сохранился макет корабля.
Другие «черкесские» корабли
Наряду с известными сериями кораблей «Черкес» и «Черкесия» Атлантический океан бороздили другие корабли с «черкесскими» названиями.
«Черкесский князь». Один из них назывался пароход «Черкесский князь» (SS Circassian Prince). Он принадлежал английской пароходной компании и осуществлявлял плавание по маршруту Нью-Йорк – Шилды. Одно из объявлений об отплытии корабля «Черкесский князь» гласило:
Корабельные и почтовые новости - Британский пароход «Черкесский князь» с капитаном Джеффри отплыл сегодня из Шилд в Нью Йорк .
«Новая Черкесия». В настоящее время существует танкер, который носит имя «Новая Черкесия» (New Circassia). Он был построен фирмой «Mitsubishi Heavy Ind., Ltd.» и спущен на воду в марте 1999 г. в порту Нагасаки, в Японии. Корабль принадлежит компании «Shell InternationalTRADING and Shipping Co., Ltd.». Родным портом в паспорте корабля указан г. Дуглас.
Длина танкера «Новая Черкесия» составляет 333 м., посадка в воде – 29 м., он развивает скорость 15 миль в час.
Судно не сразу получило свое имя. У него был предшественник-близнец «Омала», построенный в Италии в 1938 г. и разобранный в 1959 г. После строительства нового судна, ему вначале дали название предшественника. В том же году оно было переименовано в «Золотой прилив» (Golden Tide).
Но и это имя показалось владельцам недостаточно красивым, и вскоре после этого корабль был переименован в «Золотую Черкесию» (Golden Circassia). Однако поиски имени продолжались и после этого. И через пять лет, в 2004 г., корабль, наконец, получил имя «Новая Черкесия».
Совершенно недавно корабль был переименован во "Фронт Черкесия"
Мастер-класс золотого шитья состоится в филиале музея Востока - Аргументы и ФактыЗолотошвейное искусство адыгов славилось изяществом исполнения, богатством и оригинальностью орнаментальных композиций, совершенством техники Золотое шитьё долгие годы остаётся одним из брендов культуры черкесов.
24.11.2017 Аргументы и Факты
Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста шестидесяти народов, а на территории Республики Адыгея в настоящее время живут и работают представители более 100 национальностей: адыги,
24.11.2017 Министерство культуры
Республиканский семинар «Дети и книги: векторы чтения» - Министерство культурыВ условиях информационной глобализации ослабление интереса к чтению – общемировая тенденция, а в России эта проблема приобретает более острый характер.
24.11.2017 Министерство культуры
1 декабря - юбилейный концерт народного ансамбля танца АГУ "Нарт - АГУ1 декабря в актовом зале АГУ состоится юбилейный концерт народного ансамбля танца АГУ "Нарт", который проводится в рамках программы развития студенческих объединений.
23.11.2017 АГУ
В Тахтамукайском районе состоялся фестиваль национальных культур - Аргументы и ФактыВсе коллективы образовательных учреждений, принимавшие участие в фестивале,
22.11.2017 Аргументы и Факты
DSC 1559 - Министерство культурыВ Картинной галерее Республики Адыгея 15 ноября открылась выставка к 70 летию со дня рождения Абдулаха Махмудовича Берсирова, члена Союза художников и архитекторов России.
22.11.2017 Министерство культуры
16 ноября в ГКУКРА «Адыгейская республиканская специальная библиотека для слепых» состоялась Межрегиональная конференция «Библиотека - открытый мир творчества, увлечений, чтения»,
22.11.2017 Министерство культуры
adam - Советская АдыгеяВот уже третий год с целью совершенствования качества культурного обслуживания населения,
22.11.2017 Советская Адыгея
IMG 2110 - Советская АдыгеяДля многонациональной Адыгеи, где проживают представители более 100 национальностей, тема смешанных браков не нова.
22.11.2017 Советская Адыгея
Фото: Центр народной культуры РА - Go01.ruФото: Центр народной культуры РА Специалисты республиканского Центра народной культуры представили Адыгею на III-м Фестивале Русского географического общества «Народы России»,
21.11.2017 Go01.ru
Студенты МГТУ побывали на художественной выставке - Аргументы и ФактыАбдулах Берсиров рассказал студентам о работе над проектами памятника «Единение и согласие» 15 ноября в Картинной галерее республики открылась персональная выставка работ члена Союза художников и архитекторов РФ,
21.11.2017 Аргументы и Факты
Подростки, состоящие на учете в уголовно-исполнительной инспекции, побывали на концерте в Государственной филармонии Республики Адыгея - УФСИНМероприятие было организовано в рамках культурно-просветительского проекта «Музыка без границ», направленного на духовно-нравственное воспитание осужденных,
21.11.2017 УФСИН
Студенты и сотрудники МГТУ почтили память жертв ДТП - Аргументы и Факты17 ноября объявлено Всемирным днем памяти жертв ДТП 17 ноября в Политехническом колледже МГТУ прошло ежегодное мероприятие, посвященное Дню памяти жертв ДТП,
21.11.2017 Аргументы и Факты
phjreh - Советская АдыгеяПрокуратура Майкопа проводит проверку соблюдения действующего законодательства в связи с отравлением двух учащихся старших классов общеобразовательной школы города Майкопа,
24.11.2017 Советская Адыгея
proverka - Советская АдыгеяОрганы образования республики примут профилактические меры после инцидента с учениками майкопской школы, отравившимися психотропным веществом неизвестного происхождения.
24.11.2017 Советская Адыгея
sud_maykop_0013.JPG - МВД Республики АдыгеяВ Шовгеновском районе суд вынес приговор по уголовному делу, возбужденному в отношении 45-летнего местного жителя.
24.11.2017 МВД Республики Адыгея
vrach - Советская Адыгея
Двое школьников из столицы Адыгеи доставлены в больницу с отравлением психотропным веществом
Двое старшеклассников одной из школ Майкопа доставлены в республиканскую детскую клиническую больницу с отравлением психотропным веществом неизвестного происхождения.
Советская Адыгея
dtp - Советская Адыгея
Под скрежет тормозов
На территории Адыгеи с начала года в ДТП погибло почти 80 человек Сразу две аварии с участием велосипедистов за одни сутки произошли в Майкопском районе.
Советская Адыгея
Отравление двух школьников в Адыгее стало предметом прокурорской проверки - Аргументы и Факты
Отравление двух школьников в Адыгее стало предметом прокурорской проверки
Специалисты устанавливают вещество, которое стало причиной отравления подростков Прокуратура города Майкопа проводит проверку соблюдения действующего законодательства в связи с отравлением двух учащихся старших классо
Аргументы и Факты
Республиканский семинар «Дети и книги: векторы чтения» - Министерство культурыВ условиях информационной глобализации ослабление интереса к чтению – общемировая тенденция, а в России эта проблема приобретает более острый характер.
24.11.2017 Министерство культуры
1 декабря - юбилейный концерт народного ансамбля танца АГУ "Нарт - АГУ1 декабря в актовом зале АГУ состоится юбилейный концерт народного ансамбля танца АГУ "Нарт", который проводится в рамках программы развития студенческих объединений.
23.11.2017 АГУ
Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста шестидесяти народов, а на территории Республики Адыгея в настоящее время живут и работают представители более 100 национальностей: адыги,
24.11.2017 Министерство культуры
adam - Советская Адыгея
Такие похожие и такие разные
Вот уже третий год с целью совершенствования качества культурного обслуживания населения,
Советская Адыгея
IMG 2110 - Советская Адыгея
От адыгейского щэляма до украинского борща
Для многонациональной Адыгеи, где проживают представители более 100 национальностей, тема смешанных браков не нова.
Советская Адыгея
Вечный танец. Виктория Едиджи - о силе фольклора и образе адыга - Аргументы и Факты
Вечный танец. Виктория Едиджи - о силе фольклора и образе адыга
В интервью ADIGEA.AIF.RU Виктория Едиджи рассказала о репертуаре танцевального коллектива, этнокультуре и профессии педагога.
Аргументы и Факты
bzase - Советская АдыгеяВ эти минуты в городе Старый Оскол идут соревнования Первенства России по тяжелой атлетике (1999 год и моложе).
24.11.2017 Советская Адыгея
Koblev - Советская АдыгеяПосчитаем спортивные школы республики? Развитию спорта в Адыгее со стороны руководства региона в последние годы уделяется большое внимание.
23.11.2017 Советская Адыгея
sambo - Советская АдыгеяПомимо Майкопа, в соревнованиях, посвященных Всероссийскому дню самбо, среди юношей 2003 года рождения и моложе приняли участие еще два района республики.
23.11.2017 Советская Адыгея
boks - Советская Адыгея
Каждому по медали
Спортсмены Адыгеи привезли шесть наград с престижного турнира В Славянском районе прошел турнир по боксу на призы кубанского спортсмена, чемпиона мира и многократного чемпиона России в легком весе Сергея Водопьянова.
Советская Адыгея
gto - Советская Адыгея
Ради золотого значка
В Майкопе старшеклассники сдают нормы ГТО Начался прием нормативов ГТО у старшеклассников столицы республики — третья (13-15 лет) и четвертая (16-17 лет) возрастная ступень.
Советская Адыгея
ruu7e3d7966b6 - Советская Адыгея
Элитные ИНТРИГАны
Интрига в борьбе за чемпионство в высшем дивизионе страны жива и, по всей видимости, будет жить до самого конца турнира.
Советская Адыгея
        Управлением Роскомнадзора по Южному федеральному округу рассмотрено обращение гр.
24.11.2017 Роскомнадзор
        Управлением Роскомнадзора по Южному федеральному округу в сентябре 2017 года завершено плановое мероприятие систематического наблюдения в отношении оператора связи ФГУП «Почта России»,
24.11.2017 Роскомнадзор
phjreh - Советская АдыгеяПрокуратура Майкопа проводит проверку соблюдения действующего законодательства в связи с отравлением двух учащихся старших классов общеобразовательной школы города Майкопа,
24.11.2017 Советская Адыгея
В Адыгее прошло чествование многодетных матерей - Исполнительные органы государственной властиВ Госфилармонии РА состоялось торжественное собрание, посвящённое Дню матери.
23.11.2017 Исполнительные органы государственной власти
Депутаты горсовета Майкопа приняли в первом чтении проект бюджета - Аргументы и ФактыС информацией о проекте городского бюджета выступил руководитель финансового управления администрации МО «Город Майкоп» Виктор Орлов.
24.11.2017 Аргументы и Факты