Дороги ведут к дому

 

Необъятна Россия. Миллионы километров автомобильных дорог — сельских, городских, областных, республиканских связывают жителей большой страны. Но какими бы они ни были — по размерам, благоустройству — все ведут к дому. И этим мы обязаны людям удивительной профессии — дорожникам.

По сути своей они — созидатели. Проложить дорогу, значит, построить новый город, открыть месторождение полезных ископаемых, запустить заводы и фабрики, вырастить хлеб. По дорогам мы идем в большую жизнь. Но порою не вспоминаем, кому мы этим обязаны, кто оставил такой ощутимый след на земле.
Дорожники! Чтобы отдать им должное, давайте окунемся в прошлое.
Лопата да кирка

В архивных документах сохранилась запись, что в мае 1938 года решением Адыгейского облисполкома был организован областной дорожный отдел. В то время он существовал как бы номинально: небольшое помещение, несколько сотрудников, а вот ни техники, ни нормативной базы, ни средств не было. Все делалось на энтузиазме, если, конечно, дорога не имела государственного и оборонного значения.
— Между тем, дороги тоже существовали, но лишь на словах, — рассказывает Почетный дорожник России Х.Г. Гусарук. — Так назывались кратчайшие расстояния между аулами, хуторами, станицами, которые за долгие годы были протоптаны среди гор и равнин, в основном грунтовые, в весенне-осенний период — непроходимые.
В свое время я часто беседовал со старыми дорожниками, которых можно назвать пионерами автодорог в Адыгее. По их рассказам, земляное полотно возводилось вручную. Орудиями труда были обычные лопаты, ломы и кирки. Отдельные участки улучшали инертными породами. Это был очень тяжелый, адский труд. Но все-таки даже в таких условиях наши отцы и деды сделали немало: провели дороги в недоступные населенные пункты.
Не в обход дела

Среди тех, кто продолжает дело первопроходцев — специалисты ОАО «Дорожно-строительное управление № 3». В 2014 году они отметили 50-летие своего предприятия. С начала образования и по январь 1969 года начальником управления был Х.П. Серафимов. Коллектив насчитывал до 250 человек.
В то время было положено начало строительству автодорог — так называемых «обходов». Связь Майкопа с Краснодаром осуществлялась через станицу Ханскую и город Белореченск, что увеличивало время в пути. Новая автодорога исправила этот недостаток.
Позже дорожники ДСУ №3 построили обход города Майкопа длиной в 9,7 километров, который связывает трассы Майкоп—Усть—Лабинск—Кореновск и Майкоп—Туапсе.
В 60-е годы было начато строительство автомобильной дороги Даховская—плато Лагонаки. Оно финансировалось Министерством сельского хозяйства страны и предназначалось для вывоза на летние выпасы крупного рогатого скота.
Дорожники ДСУ №3 реконструировали автомобильную дорогу Майкоп—Гиагинская—Кошехабль—Ходзь—Псебай. Ежегодно они также восстанавливали до 20 километров дорог общего пользования с черным покрытием и защитным слоем с шероховатой поверхностью.
За время существования ДСУ-3 построены и реконструированы 400 километров дорог, связывающих республиканский центр со всеми районами Адыгеи и прилегающими районами Краснодарского края. В их числе: Майкоп—Дагомыс, Армавир—Майкоп—Туапсе, Майкоп—Гузерипль, Майкоп—хутор Гавердовский, подход к мосту через реку Курджипс, Уляп—Тенгинская, Подгорный—Косинов и другие.
За прошедшие 50 лет дорожники ДСУ №3 провели ремонтные работы на автодорогах общего пользования Республики Адыгея и Краснодарского края в городах, аулах, станицах в объеме более 600 километров.
Новая техника
для новых технологий
Во все времена руководство ДСУ №3 уделяло большое внимание техническому оснащению, чтобы быть на передовых рубежах, а значит, иметь заказы на исполнение работ. Сегодня в ДСУ действует асфальтобетонный завод со смесительной установкой для выпуска разных типов смесей мощностью 50 тонн в час с автоматической системой управления, точными дозирующими устройствами и системой очистки. Камнедробильный узел оборудован щековыми дробилками различных моделей. Также имеется 38 единиц дорожно-строительной техники: экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры, катки, автоукладчики, погрузчики, тракторы. Грузовой и специализированный транспорт составляет 40 единиц. Это современная импортная техника, рентабельность которой очень высока, практически не требует вложений в ремонт, содержание и обслуживание.
На протяжении последних лет в ДСУ №3 внедрены новые технологии, позволяющие улучшить качество дорожных покрытий.
Работа как честь                                                                                                                                        
Но, как говорится, грош цена этой технике, если бы не профессионалы ДСУ №3. Сегодня в управлении работают 140 сотрудников различных специальностей: дорожные рабочие, машинисты экскаваторов, катков, автогрейдеров и автоукладчиков, операторы камнедробильной и асфальтосмесительной установок, водители автомашин, дорожные мастера и прорабы, диспетчеры, снабженцы, работники лаборатории и складов, бухгалтеры, инженерно-технический персонал и специалисты руководящего звена.
В разное время коллектив ДСУ №3 возглавляли Х. Серафимов, Ю. Абдулганиев, И. Вдовенко, Б. Дегтярев, А. Сазонов, В. Мозгот, Н. Сидоренко, А. Дзыбов. Среди главных инженеров — О. Линке, А. Сологуб, Н. Емельянов, В. Черный, А. Сескутов и другие.
В 1973 году в управление пришел молодой специалист Шхамбий Меретуков. В 1982 году он был назначен начальником ДСУ №3. На его долю выпал самый трудный период деятельности дорожников — перестройка. Из-за отсутствия финансирования работа останавливалась, люди месяцами не получали зарплату и с надеждой шли к руководителю. Можно было бы бросить кресло начальника или сидеть сложа руки. Ведь не у одного него разваливалось дело. Но поступить так означало предать своих подчиненных. А для Шхамбия Меретукова слово «честь» всегда имело значение намного более высокое, чем простое определение из толкового словаря. Предприятие смогло преодолеть застой, сохранить коллектив, технику и все это приумножить. За что руководитель и был удостоен званий  Почетный дорожник России, заслуженный строитель Республики Адыгея.
С декабря 2014 года ДСУ №3 возглавляет А.К. Джанчатов. Имеет большой производственный стаж. Начинал работать автослесарем в автоколонне 1315, окончил Краснодарский политехнический институт, затем была трудовая деятельность в системе ЖКХ Майкопа. В 1991 году пришел в ДСУ №3 и работал мастером, инженером, прорабом, главным инженером. Новый руководитель намерен продолжить дело своих предшественников на высоком производственном уровне, ведь ему достался поистине заслуженный коллектив.
Многие дорожники за самоотверженный труд награждены правительственными и региональными наградами. Среди них 11 человек награждены званием «Почетный дорожник России», в том числе бывший начальник ДСУ-3 Ш.И. Меретуков, проработавший 32 года в должности руководителя, З.А. Хагундоков — главный инженер предприятия, грамотами Министерства транспорта РФ награждены главный бухгалтер Ф. Кошокова, инспектор отдела кадров Н. Дубянская, водитель А. Зогин; благодарственными письмами этого же ведомства — инженер производственного отдела И. Михайлюкова, автогрейдерист Н. Кардашов, экскаваторщики Ю. Карпенко и мастер А.В. Лиманский.
Большой вклад в дорожное строительство внесли машинист бульдозера И. Гузунов, проработавший в ДСУ №3 36 лет, оператор АБЗ Н. Павлов, отдавший дорожному делу 28 лет. Благодарности за свой труд достойны рабочие М. Огрызков и Н. Железняков, мастера Н. Криволапов и С. Хапачев, механики В. Грищенков и В. Аведьян, другие специалисты высокого класса.
Как и многие предприятия Майкопа и  республики, ДСУ №3 богато династиями.
Текучка кадров в ДСУ №3 минимальная. Помимо хорошей зарплаты — разнообразные льготы и бонусы. Так, в летний сезон сотрудники имеют возможность 4-5 дней отдохнуть на Черноморском побережье за счет предприятия. Проблема с устройством детей в детский сад по возможности решается руководством.
Генеральный директор ОАО «Дорожно-строительное управление №3» А.К. Джанчатов от всей души поздравляет своих коллег и всех работников дорожной отрасли Республики Адыгея с профессиональный праздником: «Желаю, чтобы все дороги, построенные вами, имели высокое качество, чтобы вели они нас к новой жизни. Пусть созидательная работа приносит вам радость. Вашим семьям — как можно больше счастья, радости, тепла родного дома!»
Зоя Козич.@

 
По теме
Начальник Госавтоинспекции отдела МВД России по Майкопскому району подполковник полиции Геннадий Бардюг совместно с инспектором по пропаганде старшим лейтенантом полиции Юлией Токаревой провели родительское собрание по в
Для предупреждения общественности о наиболее частых нарушениях Правил дорожного движения пешеходами и предотвращение ДТП с их участием в столице республики Госавтоинспекторы провели профилактическую акцию «Пешеход»,
В ходе мониторинга сети Интернет, сотрудники Госавтоинспекции выявили видеосъемку грубого нарушения Правил дорожного движения, размещенный в одном из мессенджеров.
19 марта, около 14.00 часов, в дежурную часть отдела МВД России по Гиагинскому району поступило сообщение о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на улице Красноармейской станицы Гиагинской.
JPG Файл - МВД Республики Адыгея Накануне в Доме культуры станицы Ханской пригорода Майкопа начальник Госавтоинспекции подполковник полиции Виталий Загайко провел беседу с активистами по профилактике дорожно-транспортных происшествий,
МВД Республики Адыгея
В Адыгее возбуждено уголовное дело по факту убийства жительницы Тахтамукайского района - Следственный комитет Установлено, что 26 марта 2024 года в поселке Яблоновский Тахтамукайского района в квартире жилого дома обнаружено тело женщины с признаками насильственной смерти, предположительно наступившей в результате удушения.
Следственный комитет
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор