Древо Жизни – Древо Души

Древо Жизни – Древо Души
Фото: www.natpress.net

Дерево в мифологическом сознании адыгов являлось сакральным существом (ТхьэчIэгъ чъыг - дерево под Богом). Для адыгов функцию святилищ выполняли места со священными деревьями, священные рощи (Тхьэч1эгъ мэз - лес под Богом) являлись местом моления (тхьэлъэ1у – просьба Богу) и проведения ритуалов жертвоприношений. Вот что пишет по этому поводу Л. Загурский: «Следы язычества выражаются у горцев особенным уважением к некоторым заповедным рощам, в которых коснуться дерева топором считается святотатством, а также жертвоприношениями в лесах, напоминающими древних друидов, и некоторыми особыми обрядами, соблюдаемых при свадьбах, похоронах и в других случаях» (Л. Загурский, «по поводу трудов Фелицина о горцах Кубанской области» (Известия Кавказского отдела Императорского Русского Географического Общества, т. 8, 1884 г. – 1885 г.)). Этот культ практически в неизменном виде сохранился у адыгов и абхазов вплоть до середины XIX века, и лишь незначительно трансформируясь под влиянием христианства и мусульманства дошел до наших дней, что мы можем наблюдать и в настоящее время в Краснодарском крае, г. Сочи, Лазаревском районе, п. Головинка, где стоит величественное Тюльпанное дерево (Лириодендрон тюльпаноносный - Liriodendron tulipifera L., чей возраст составляет 246 лет, по данным центра древесных экспертиз на 2013 г.) которое является местом проведения молебнов (тхьэлъэ1у – просьба Богу) у причерноморских адыгов - шапсугов.

Чаще всего в фольклоре фигурирует дуб, как священное дерево (Тхьэ чъыг – дерево Бога – Божественное дерево), так же упоминаются и такие породы как чинар, ольха, граб, сосна, каштан, белолистка, акация, липа, самшит, груша и выше упомянутое тюльпанное дерево. В сказании о нарте Ашэмэз упоминается старый чинар стоящий на кургане. Дверь в стволе могучего дерева служит входом в нижний - хтонический мир. Данный мотив является классическим проявлением архетипа «мирового древа» - модели вертикальной оси мироздания. В фольклорных источниках весьма подробно описаны значения символик, связанных с различными деревьями. Вот, что пишет о грецком орехе А.С. Куек: «Все адыгские субэтносы практически одинаковы в оценках полезности того или иного дерева, кроме одного – ореха… …Орех раз в году снимает с человека его тень… В Турции, в селе Козло нами записано поверье, по которому на пне срубленного ореха люди увидели тень человека. Считается, что когда дерево в ширине достигнет размеров шеи (иногда пояса) человека, посадивший его умрет. Поэтому орех и ныне сажают только люди пожилого возраста. По воззрениям адыгов, орех следует сажать ночью, при лунном свете… …Однако, в отличие от всех адыгских субэтносов, причерноморские шапсуги орех причисляют к особо почитаемым деревьям… …У адыгов бытует обычай сажать на могилах деревья, чаще всего орех…» (А.С. Куек кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований «Священное дерево в мифопоэтических воззрениях адыгов»).

Преимущественно поклонения удостаивались деревья, выделявшиеся своей величиной и местоположением. Адыги исполняли вокруг священного дерева круговой танец (Удж), просили покровительства, устраивали пир, вкушая мясо жертвенных животных, обращаясь к божествам и Богу (Тхьэ – Бог) с молитвами.

Свидетельств о непереоценимом значении символического «Древа» в мифологическом сознании адыгов более чем достаточно, однако адыгская культура в этом не уникальна. И именно универсальность мотива является свидетельством его орхаичности, подтверждающая его значимость. «Мировое Дерево» (лат. Arbor mundi)- ничто иное, как мифологический архетип- вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания, его ветви соотносятся с небом, ствол - с земным миром, корни - с преисподней. В изучении данного архетипа большой вклад внес В.Н. Топоров (лингвист, филолог, академик РАН (1990)). При помощи данного образа, по мнению В.Н. Топорова, «воедино сводятся общие бинарные смысловые противопоставления, служащие для описания основных параметров мира», более подробно с данной идеей можно ознакомиться, изучив труд «Теория основного мифа», созданный В.Н. Топоровым совместно с В.В. Ивановым (лингвист, семиотик, антрополог; доктор филологических наук (1978), академик РАН (2000); директор института мировой культуры МГУ и русской антропологической школы РГГУ; профессор отдела славянских и восточноевропейских языков и литератур калифорнийского университета; иностранный член американского лингвистического общества (1968), британской академии (1977), американской академии искусств и наук (1993), американского философского общества (1994); действительный член РАЕН (1991)).

Знакомясь с фольклором различных культур, мы можем увидеть насколько распространен данный мотив:
В эрзянской традиционной религии на мировом древе Эчке Тумо находится гнездо священной птицы утки Ине Нармунь, из которого выпадает снесённое ею яйцо Ине ал, из которого впоследствии возникает наш мир: скорлупа — небосвод Мень Эле со звёздами, желток — земля — суша Мода-Мастор, белок — бескрайний океан Иневедь.
В древнем Иране верили, что священное древо растёт возле источников Ардвисури. На нём якобы жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относила семена к источнику, из которого пила звезда, которая осыпала землю дождями. С дождём семена возвращались назад в землю.
В египетской мифологии и в эннеаде Гелиополиса первой парой являются Исида и Осирис (помимо Шу и Тефнут, а также Геб и Нут). Считалось, что они произошли от акациевого дерева Иусат, которое египтяне считали деревом жизни, называя «деревом, в котором жизнь и смерть объединены». В мифе говорится, что впоследствии Сет убил Осириса, положил его в гроб и сбросил в Нил, и гроб стал единым целым с корнями дерева тамариск. Египетское священное дерево, сикомор, стоит на пороге жизни и смерти, связывая два мира.
В китайской мифологии изображение Дерева жизни включает в себя феникса и дракона; дракон часто представляет бессмертие. В даосских повестях на дереве жизни раз в три тысячи лет созревает персик. Тот, кто его съест, получает бессмертие. В 1990 году в Саньсиндуе, в Сычуани (Китай), было сделано археологическое открытие — жертвенная яма, датированная XIII столетием до нашей эры. Она содержит три бронзовых дерева, одно из них 4 метра в высоту. В основании были дракон и фрукт, свисающий с нижней ветви. А сверху было помещено птицеподобное существо (феникс) с когтями. Так же в Сычуани было найдено ещё одно дерево жизни, датированное поздней династией Хань, керамическое основание охраняется рогатым зверем с крыльями, вместо листьев у этого дерева монеты и люди, на вершине находится птица с монетами и солнцем.
В скандинавских мифах вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль - громадный ясень, пропитанный живительным священным мёдом, который является структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг. Слово «Иггдрасиль» буквально значит «конь Игга», то есть конь Одина. Это название подчёркивает роль дерева ещё и как путь, которым божественный шаман (Один) странствует из одного мира в другой.
В тюркской мифологии и впоследствии в казахских сказках фигурировал образ Байтерека. Байтерек своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Дерево жизни — Байтерек, корнями удерживающее землю, а короной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол в земном, а крона в небесном.
В армянской мифологии Древо Жизни (????? ???) являлось религиозным символом и изображалосьна стенах крепостей и броне воинов. Ветви дерева были равномерно распределены справа и слева от главного ствола; на каждой ветви рос один лист, и один лист на самой вершине дерева. По обе стороны от дерева изображались слуги, каждый протягивал одну руку к дереву, как будто они заботятся о нём.
Мировое дерево, соединяющее верхний и нижний мир, присутствует также и в космогонических мифах народов Малайского архипелага.
В Каббале о Мировом древе также говорится: Рав Паалим он же и Мекабциэль — Многодейственное и Собирающее высокое древо, самое большое из всех. Из какого места вышло оно? Из какой ступени произошло? Вновь указывает нам источник — из Мекабциэль, потому что он — высшая ступень, скрытая, которой никто не видел. Всё есть в ней, она собирает в себе весь высший свет. И всё исходит из неё. (Книга «Зоар»). В данном отрывке имеется ввиду, что древо — высшая ступень познания для существ нашего мира. С ним связано конечное исправление («гмар тиккун»), полное исправление всех свойств в конечном состоянии мироздания.
В Библии Древо жизни и Древо познания — два дерева из сада местопребывания первых людей (Быт. 2:9): плоды Древа жизни дарили бессмертие вкушавшему (Быт. 3:22), и первому человеку не воспрещалось их есть: путь к бессмертию лежал перед ним открытым; плоды Древа познания приносили познание тому, кто их ел; но первому человеку под страхом смерти было запрещено их вкушать (Быт. 2:17), что ставило познание выше бессмертия.
В персидской мифологии (до ислама) древо жизни описывается как огромное священное дерево, носящее на себе все семена. Дьявол (Ахриман, Ангра-Майнью) создал лягушку, которая должна была взобраться на дерево и уничтожить его, надеясь помешать вырасти всем прочим деревьям на земле. В ответ Бог (Ахура Мазда) создал двух рыб наблюдать за лягушкой и охранять древо.
В Коране упоминается сидрат аль-мунтаха — Лотос крайнего предела (в суре 53:14). Это огромное дерево над седьмым небом является высшим пределом для тех, кто поднимается с земли, и для того, кто нисходит от Аллаха.

Наблюдая подобное широкое распространение мотива «Мирового Древа», безмерно удивляет его устойчивость, что в свою очередь обусловлено не только тем, что данный мотив является моделью макрокосмоса, но и тем, что «Мировое Древо» является моделью микрокосмоса, моделью психики – человеческой души. Глядя на "Мировое Древо» сквозь призму юнгианской психологии, мы увидим «ствол» – «самость» (самость (нем. Selbst — «сам», собственная личность) - архетип, являющийся глубинным центром и выражением психологической целостности отдельного индивида. Выступает как принцип объединения сознательной и бессознательной частей психики и, одновременно с этим, обеспечивает вычленение индивида из окружающего его мира); увидим «корни» могучего дерева уходящие глубоко во тьму, в хтонический мир, в мир бессознательного, в котором властвует «тень» (Тень — описанный К. Г. Юнгом архетип, представляющий собой относительно автономную часть личности, складывающуюся из личностных и коллективных психических установок, которые не могут быть принятыми личностью из-за несовместимости с сознательным представлением о себе); увидим как корни получают живительную силу в мире бессознательного от «анимы» и «анимуса» (Анима и Анимус (лат. anima, лат. animus — «жизненное начало» или «душа» в, соответственно, женском и мужском родах) — термины, введённые в психологию Юнгом для обозначения архетипических образов, связанных, соответственно, с женским и мужским полом. Юнг связывал анимус с категоричными, жёсткими, чрезмерно принципиальными, направленными вовне решениями, а аниму — с влиянием эмоций, настроений и направленностью вовнутрь); мы увидим могучую раскидистую крону – «персону» (Персона (Persona) - описанный К. Г. Юнгом архетип, представляющий собой социальную роль, которую человек играет, выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества, публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими, она скрывает уязвимые и болезненные места, слабости, недостатки, интимные подробности, а иногда и суть личности человека). И даст ли могучее «Древо Жизни – Древо Души» плоды в виде «индивидуации» (Индивидуация - одно из основных понятий аналитической психологии К. Г. Юнга (1875–1961), означающее процесс становления личности, такого психологического развития её, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека) зависит лишь от нас самих.
 
По теме
В Майкопском государственном технологическом университете прошло заседание ученого совета под председательством ректора МГТУ Саида Куижева, на котором были обсуждены важные вопросы,
22 марта руководители и специалисты отделов Минобрнауки Адыгеи, муниципальных органов управления образованием, организаций, подведомственных Минобрнауки Адыгеи,
Они трудятся, когда другие отдыхают, они щедро делятся богатством своей души и дарят радость прикосновения к прекрасному.
Сегодня на базе Точке кипения для команд-участниц «Всероссийского конкурса молодежных проектов «Воплоти свою мечту!» 2024 прошла встреча с авторами проектов Росмолодёжи и Фонда президентских грантов.
Защита магистерских работ - Рослесозащита Республики Адыгея 27 марта 2024 в Адыгейском государственном университете, была проведена защита магистерских работ обучающихся по специальности "Экология".
Рослесозащита Республики Адыгея
В Адыгее возбуждено уголовное дело по факту убийства жительницы Тахтамукайского района - Следственный комитет Установлено, что 26 марта 2024 года в поселке Яблоновский Тахтамукайского района в квартире жилого дома обнаружено тело женщины с признаками насильственной смерти, предположительно наступившей в результате удушения.
Следственный комитет
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор