Фото: www.natpress.net
Круговая композиционная структура трудовых «Удж» широко использовалась адыгами в магических актах, в том числе и в календарной обрядности, связанной с началом сельскохозяйственного года.
Так, к циклу игр, приуроченных к весенне-полевым работам, относится распространенная среди всех адыгов в XIX — начале XX века игра «Джор джэгу». Органическую связь этой игры с земледелием выявляет в своих исследованиях этнограф С. X. Мафедзев, отмечая, что у кабардинцев игра «Джор» проводилась ранней весной. «Когда на полях еще лежал снег, старики аула выносили в поле, которое должно было быть занято под посевы, ...палки... «джорэ», т. е. «джор» ...Их не забивали, а втыкали в землю. Чтобы они не падали, обкладывали комьями земли,, камнями. Когда снег сходил с поля, молодежь (и парни, и девушки) шла в поле, собирала для костра остатки сена, соломы. Перед тем, как разжечь костер, молодые люди разбегались по полю в поисках «джорэ». Найдя их, парень и девушка осторожно, держа «джорэ» между собой в вертикальном положении, несли к куче. Затем куча поджигалась с разных сторон. А молодежь, взявшись под руки, образовывала круги у костра таким образом, чтобы между каждой парой находился один «джорэ». При этом «джорэ» выдвигали чуть вперед в вертикальном положении, но не касаясь нижним концом земли. Пары брались под руки и начинался хоровод:
Джорэ, джорэ-ла Быгум, быгум, джорэ-ла Табелэ, дэгуолэ-ла!
Под такт такого песнопения, смысл которого, кроме «джорэ-джорэ», сейчас уже не ясен... молодежь, пританцовывая, делала круг то в одну сторону, то в другую. Затем танцующие приближались вплотную к костру, и каждая пара ставила «джорэ» на землю. При словах «быгум-быгум» (видимо, звукоподражание удара об землю, магия пробуждения земли) нижним концом «джорэ» несильно били об землю дважды, при словах «таболэ, дэголэ-ла!» наклоняли его к костру. Затем хоровод, пятясь назад, отходил от костра и все начиналось сначала». С. X. Мафедзев отмечает, что с повышением практического опыта адыги-земледельцы все чаще убеждались в том, что, несмотря на строгое соблюдение, обряды «не давали» желаемого урожая. Это способствовало тому, что песнепляски трудовых «Удж» (или игры-хороводы типа «Джор джэгу») отрывались от обряда и обретали самостоятельность бытования как народные игровые действа, приуроченные к другим общественно важным событиям. И традиционные элементы трудовых песнеплясок: взаиморасположение по кругу под руки, приплясывания (притоптывания) с продвижением в обе стороны, покачивания корпуса и тому подобные, т. е. чисто танцевальные элементы приспосабливались к иным условиям, в традиционной последовательности, но без прежнего предназначения, как в трудовых «Удж».
Источник: Информационное агенстсво НатПресс
27.04.2018 09:25