Эксклюзив от машзавода



Майкопский машиностроительный завод был образован 13 июля 1942 года на базе мастерских сельхозтехникума. В годы войны на заводе отливали гранаты Ф-1, ремонтировали знаменитые гвардейские «Катюши» и противотанковые орудия.

Во время оккупации завод был практически разрушен, после ухода немцев его пришлось восстанавливать. Многие рабочие завода ушли в суровые годы войны на фронт и не вернулись. В память о них на заводе установлена мемориальная доска.

В 1947 году завод вошел в состав Министерства лесной промышленности и сразу приступил к производству лесозаготовительных лебедок и другой продукции для лесной отрасли. И уже к 70-м годам прошлого века по объемам производства товарной продукции он занимал передовые позиции в лесном машиностроении, на заводе прошла значительная реконструкция. В 80-е годы лесная промышленность достигла наивысших за всю историю объемов заготовки и вывозки древесины с применением хлыстовой технологии. И в это время в крупных лесных регионах начинают применяться новые технические средства — гидравлические манипуляторы, завезенные из Финляндии.

В этой ситуации Майкопский машиностроительный завод выступил с инициативой освоить выпуск отечественных манипуляторов, способных эффективно осуществлять погрузочно-разгрузочные операции как на базе автомобилей и тракторов, так и стационарно. Совместно с ВПКИлесмашем завод активно приступил к разработке и испытаниям опытных образцов. В итоге в 1984 году было создано семь экспериментальных гидравлических погрузчиков леса. Они успешно прошли испытания.

А уже с середины 80-х годов завод первым в СССР приступил к серийному производству гидроманипуляторов. Эта техника стала пользоваться большим спросом в лесных регионах. А на международной выставке «Лесдревмаш-86» манипуляторы ЛВ-184 и ЛВ-191 были отмечены престижными дипломами.

В перестройку 90-х годов жесткая конкуренция и общая кризисная обстановка в экономике страны поставили предприятие в сложное финансовое положение. В этой ситуации были мобилизованы все силы и средства, чтобы осуществить инновационный прорыв в производственных технологиях и перейти к выпуску манипуляторов нового поколения, с более высоким уровнем конкурентоспособности как по основным эксплуатационным параметрам, так и по стоимости.

В 2003 году благодаря сплоченности коллективу удалось предотвратить рейдерский захват завода. А уже в 2005 году он выбрался из долговой ямы, начался новый этап технического перевооружения. Только за 2007—2009 годы в модернизацию предприятия было вложено 82740 тыс. рублей. Современное высокопроизводительное оборудование позволило уже в первом полугодии 2008 года довести объемы производства гидроманипуляторов до 130—140 единиц в месяц. А сегодня в лесах России работает более 12 тысяч гидроманипуляторов с маркой «Атлант-С» майкопского машзавода. Помимо лесопромышленного комплекса, манипуляторы завода используются в нефтегазовом секторе, строительном комплексе, на железной дороге.

— Номенклатура выпуска нашей продукции очень обширна, — говорит генеральный директор завода З.К.Емтыль, — причем мы выполняем и эксклюзивные заказы. К примеру, мы изготавливаем манипуляторы, которые по некоторым параметрам могут составить конкуренцию японским агрегатам. К тому же, в отличие от них, наши компактно складываются поперек продольной оси автомобиля и не занимают кузов. Кроме того, в этом году по заказу нефтяников мы изготовили комплект манипуляторов на санях для обслуживания скважины, а для немецкой фирмы «Кнауф» произвели манипулятор с крюком и гидромолотом. Многофункциональный манипулятор с вылетом стрелы в 13 метров, с лебедкой, шестилепестковым грейфером и буром заказал нам частник из Краснодара. И этот заказ мы тоже выполнили.

Сегодня для установки железобетонных опор линии электропередачи вполне можно использовать наши манипуляторы на машине, укомплектовав их буром. В результате одна единица техники заменяет три. И не надо дополнительно посылать на объект машину и трактор с буром. Машина с манипулятором на себе привезет опоры, пробурит скважину и установит их.

Сегодня на рынке манипуляторов в России большая конкуренция, и чтобы быть первым, майкопскому машзаводу приходится постоянно совершенствоваться. К примеру, за счет более современной технологии, конструкции продукция завода легче, чем у отечественных конкурентов, а соответственно и дешевле — от 85 до 200 тыс. рублей. Помимо снижения затрат на металл за счет меньшей металлоемкости манипуляторов, на машинах можно возить до 0,5 т больше полезного груза. Выигрывает майкопское предприятие у конкурентов и по качеству своей продукции. Хотя те, в свою очередь, немного лучше работают по продвижению своих манипуляторов на рынке.

— В этом году мы выиграли тендер на производство 21 манипулятора для ломовозов, работающих в металлургической промышленности, — говорит Зауркан Камболетович. — Для сбора и перевозки металлолома здесь используется шестилепестковый грейфер. В свое время на этом рынке мы мало работали из-за низкого качества комплектующих, которые поставляло нам московское предприятие. Но сегодня мы исправили дефект и уже поставили на рынок 18 манипуляторов, изготовили еще 6 штук. Сегодня конкуренция на лесном и металловозном рынке очень большая, но по сравнению с финскими и австрийскими манипуляторами цена на наши изделия в 2,5-3 раза ниже. В этом году планируются испытания и отработка конструкций гидроманипуляторов ЛВ-185-21 и ММ-190Х. Этими новинками мы хотим составить конкуренцию зарубежным производителям лесозаготовительных комплексов. Создание этих гидроманипуляторов согласовано с российскими предприятиями-изготовителями форвардеров и харвестеров. В настоящее время изготовлен опытный образец ЛВ-185-21 (Атлант-С-100ф), предназначенный для работы в составе форвардеров. Он отгружен заводу-изготовителю форвардеров для установки и испытаний в условиях, максимально приближенных к эксплуатационным.

Кроме того, в 2012 году мы планируем изготовить крано-манипуляторную установку ММ-280. Она составит серьезную конкуренцию стреловым самоходным кранам и, думаю, постепенно вытеснит их. Применение этой установки на базе автомобиля заменит две единицы техники — автомобильный кран и грузовой автомобиль.

Прошлый год сложился для машиностроителей более удачно, чем текущий. Кризис в лесной отрасли, при котором объемы продаж древесины на экспорт снизились, сказался и на объемах производства продукции. В прошлом году предприятие изготовило продукции на 406 млн. руб., реализовало 784 манипулятора, получило прибыль — 70 млн. руб., заплатило 81 млн. руб. налогов. В этом году показатели за первое полугодие ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Хотя заработная плата незначительно снизилась — менее чем на 5%, а численность работающих даже увеличилась. Во второй половине 2012 года ожидается снижение таможенной пошлины на круглый лес, объемы его экспорта должны возрасти, а спрос на манипуляторы, соответственно, пойти вверх.

Чтобы успешно конкурировать на рынке, завод проводит замену оборудования. В частности, в текущем году в техническое перевооружение было вложено 25 млн. рублей. В результате здесь приобрели и запустили в работу двухгорелочный автомат для одновременной сварки двух швов в среде углекислого газа и под слоем флюса. При этом производительность нового агрегата выше в три раза, заметно улучшилось и качество сварки.

Чтобы улучшить внешний вид изделий — одно из слабых мест предприятия в условиях конкуренции, помимо покупки сварочного автомата, была приобретена и новая итальянская покрасочная линия. Это позволит в оптимальном режиме проводить покраску и сушку продукции. А со временем эти процессы будут роботизированы.

Главное богатство предприятия — это люди. К сожалению, на заводе есть проблемы с кадрами. Не хватает мастеров, старших мастеров, технологов, наладчиков станков с ЧПУ, сварщиков, токарей. Существенные потери завод понес во время кризиса — в 2008—2009 гг., когда из-за остановки завода люди покидали его. Тем не менее, даже в кризисный период предприятию удалось сохранить костяк работающих. Причем это люди как пенсионного и среднего, так и молодого возраста. Молодежь работает в основном на новых станках, обрабатывающих центрах. А на универсальных, стареньких станках трудятся люди пенсионного возраста, которым сложно переучиваться на новые.

— В эти юбилейные дни мне хотелось бы отметить лучших наших работников, — говорит Зауркан Камболетович. — Это зуборезчик Владимир Дроздов, токарь Владимир Астрицов, слесарь-инструментальщик Николай Калачев, токарь Николай Воловин, сварщики Александр Глушков и Александр Макаренко, наладчик станков Александр Небывалов, и.о.главного инженера завода, кандидат технических наук Александр Татаренко, зам.директора по коммерции, кандидат технических наук Александр Смыков.

Владимир КИСЕЛЕВ.
Фото Аркадия КИРНОСА.
 
По теме
В Адыгее возбуждено уголовное дело по факту убийства жительницы Тахтамукайского района - Следственный комитет Установлено, что 26 марта 2024 года в поселке Яблоновский Тахтамукайского района в квартире жилого дома обнаружено тело женщины с признаками насильственной смерти, предположительно наступившей в результате удушения.
Следственный комитет
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор