Филармония — созвездие музыкальных жанров



Кассы по продаже билетов на концерты и спектакли закрыты на замок. Это значит, что творческий год завершен, и артисты ушли в отпуск. Завершился и юбилейный, 40-й сезон Государственной филармонии Республики Адыгея, ознаменованный чередой ярких и значимых событий для творческих коллективов и культурной жизни республики в целом. О его итогах и наиболее ярких моментах рассказывает генеральный директор, художественный руководитель Государственной филармонии РА, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель искусств РА Заур ХОТ.

— Филармония — уникальное учреждение, которое объединяет под своим крылом профессиональные коллективы разных жанров и направлений, отвечающие интересам разносторонней публики. Впервые за 40 лет филармония была удостоена высшей награды — медали «Слава Адыгеи». В этом заслуга всего нашего коллектива, объединенного идеей сохранения и преумножения богатейших культурных традиций народов, проживающих в нашем регионе. Хочу поблагодарить Главу Адыгеи Аслана Тхакушинова и правительство республики за внимательное отношение к культуре в целом и филармонии в частности.

Я слышал много разнополярных отзывов о работе филармонии, в том числе и негативных. Упрекали меня в «балалайке». Мол, слишком много музыки русской в ущерб национальной. Каждому угодить, конечно, невозможно, да мы и не стремимся к этому. Но для злопыхателей поясню: балалайка — символ не только славянских народов, но и всей России. Она уравновешивает баланс русской и адыгской культуры.

Могу смело сказать, что ни в одной кавказской республике нет государственного оркестра русских народных инструментов, подобного нашему коллективу «Русская удаль». Несмотря на название, они пропагандируют не только русское, но и адыгское музыкальное искусство, только украшая последнее, придавая ему новое звучание. Когда соприкасаются две разные культуры, вбирая друг от друга только лучшее, выигрывают от этого они обе.

В прошедшем сезоне с коллективом блестяще выступили солист Большого театра Александр Захаров, «золотой голос России» Василий Овсянников, народный артист России Заур Тутов. Помимо пополнения репертуара, после работы с такими мастерами сцены «подрастает» уровень оркестра.

Очень продуктивно в этом сезоне работал Государственный симфонический оркестр под управлением заслуженного артиста РФ Петра Шахова. Не устану повторять, что наличие именно симфонического оркестра придает статусность республике, особую значимость, как флаг, герб и гимн. Дважды в этом сезоне солировала преподаватель МГИМ им.Шнитке Ольга Филатова. Бесподобный концерт памяти композитора Мстислава Ростроповича сыграл лауреат международных конкурсов виолончелист Глеб Степанов. Весной выступала профессор консерватории им.Гнесиных пианистка Ирина Николаева, которая, между прочим, в 80-е годы работала в нашей филармонии. Ярким и запоминающимся был дуэт солистов Московского театра «Геликон-опера» Майи Барковской и Алексея Дедова. Конечно, стоит отметить артисток, которых по праву можно считать нашими, — выпускницу АРКИ им.У.Х.Тхабисимова, ныне концертмейстера Ростовской консерватории Зарину Тлехурай, солистку Краснодарской филармонии Наталью Гусакову.

Значимым шагом в деятельности оркестра стал сольный концерт заслуженной артистки РФ, народной артистки Адыгеи Тамары Нехай «Я лечу над Россией». Дирижировал оркестром заслуженный артист РА Григорий Михайлов, он же выполнил оркестровые обработки произведений — работа сложная, не каждому музыканту под силу.

Был у оркестра и опыт работы с «чужим» дирижером — профессором Ростовской консерватории, лауреатом премии Д.Шостаковича Юрием Машиным, который подарил зрителям встречу с прекрасной музыкой Шуберта и Дворжака.

Я слушаю очень много симфонической музыки, ежегодно бываю на фестивале Юрия Башмета. И убежден в том, что мы работаем в правильном направлении.

Не только на сцене филармонии, но и на небольших площадках в районах республики в течение сезона выступали артисты Камерного музыкального салона — Тамара Нехай, Чеслав Анзароков, Марина Нагоева, Схатбий Шхабацев. Нельзя не отметить музыкальный рост ансамбля народных инструментов «Отрада», лауреата Всероссийского конкурса.

На молодежь и детскую аудиторию ориентирован единственный профессиональный эстрадный коллектив республики «Оштен», которым руководит заслуженный деятель искусств РА Алий Хачак. Ансамбль дарит современные национальные песни, при этом сохраняя старинные народные традиции.

Самым востребованным у наших юных зрителей ежегодно является театр кукол «Золотой кувшин». Между прочим, небывалое дело, когда в составе филармонии работает театральный коллектив — и я этим горжусь. В репертуаре театра 7-8 спектаклей — это довольно много.

Рассказывая о работе с подрастающим поколением, нельзя не отметить детскую филармонию, которая ежегодно дает по 12—15 концертов. Здесь объединяются не только юные артисты республиканских детских школ искусств, но и Краснодара, Белореченска, Апшеронска. Детям нужно учиться выступать не только в кабинетах перед учителями и родителями, им важно получить и оценку сверстников. Собирая в зрительном зале сотни детей — как артистов, так и зрителей, мы воспитываем интеллигентных, думающих слушателей, которые в будущем смогут отличить, где зерно, а где шелуха. Не скажу, что детская филармония приносит большую денежную прибыль, но мы сознательно идем на эти расходы, так как результат дороже денег.

Хочу отметить, что филармония открыта для работы с молодыми артистами, которые обладают несомненным потенциалом. Среди них флейтист Сергей Пособилов, вокалисты Олег Калищук, Марина Жакшакулова и многие другие. Одни приходят к нам после колледжа искусств, университетов и консерваторий, другие — только начинают получать образование. В учебных заведениях они изучают теорию, здесь получают практический опыт. Так, например, в «Русской удали», еще будучи студенткой АРКИ им.У.Тхабисимова, солировала Дарья Рубцова, ныне студентка Астраханской консерватории. Недавно Дарья поделилась со мной радостной новостью: она прошла кастинг и принята в ансамбль Надежды Бабкиной. Галину Шкапинцеву мы приняли в «Русскую удаль», когда она только поступила на 1 курс Института искусств АГУ. Худрук Анатолий Шипитько в ней души не чает: с отличными вокальными данными, артистичная, эмоциональная, умеет и хочет работать.

Кстати, в этом году филармония заключила с университетом договор о прохождении практики студентами вуза. Будем прививать любовь к сцене с первых лет учебы.

Я видел много разных музыкальных постановок, приятно удивлен высоким уровнем студенческого театра «Арт-ритон». Это доброе и нужное начало. Не случайно мы откликнулись на предложение поставить на большой сцене мюзиклы «Ромео и Джульетта», а затем «Моцарт и Сальери».

Но самые значимые события — это, конечно, постановка первой национальной оперы «Раскаты далекого грома» композитора Аслана Нехая по роману Исхака Машбаша и юбилейный концерт по случаю 40-летия филармонии. В обоих случаях наблюдалась полная консолидация всех творческих коллективов, осознание значимости дела. К юбилею был выпущен праздничный буклет с историческим экскурсом, фотографиями и очерками о коллективах (составители С.Хватова, Ф.Афашагова, З.Хакуй). Он стал настоящей летописью учреждения.

Также считаю большим и нужным делом осенний благотворительный концерт «Дай сердцу твоему коснуться сердца» для членов общества «Белая трость».

В нынешнем сезоне работа многих артистов была отмечена государственными наградами и званиями. Тамара Нехай стала заслуженной артисткой России, Чеслав Анзароков удостоен ордена Дружбы народов, заслуженным работником культуры РФ стал режиссер Анзаур Тлехуч, заслуженным работником культуры РА — Лариса Джолова, заслуженными деятелями искусств РА — дирижер Петр Шахов и музыковед Светлана Хватова, звание народной артистки Адыгеи присуждено Симе Куйсоковой, звание заслуженных артистов Адыгеи — Ольге Мамикьян, Аркадию Хусниярову, Василию Причепе, Рустаму Хуту, Эдуарду Керашеву, Юрию Сергееву, Евгению Полуну. Кроме этого, ряд работников получили грамоты и благодарности, в том числе российского уровня.

Зритель идет к нам послушать любимых артистов, и мы должны, удерживая постоянную публику, привлекать новую. А потому первостепенное внимание я как руководитель художественного совета уделяю качеству исполнения и репертуарной политике. Я взял этот вопрос под контроль в хорошем смысле слова. Считаю, к примеру, что ни в коем случае со сцены не может звучать грубая нецензурная лексика — мы должны не отравлять, а прививать вкус зрителю. Кроме того, каждый может поделиться своим мнением — для этого в холле установлен ящик для отзывов, которые я лично читаю и при необходимости принимаю меры.

О нашей работе большинство узнает через газеты и телевидение. А потому я внимательно слежу, что появляется в средствах массовой информации. Печатные издания «Советская Адыгея», «Адыгэ макъ» и «АиФ» отзываются на каждое наше событие.

К сожалению, республиканское телевидение, как мне кажется, не в полной мере интересуется жизнью филармонии. Столько уникальных выступлений проходит мимо наших телезрителей. Так, как Тамара Нехай спела этой весной, с той же эмоциональной подачей она больше не споет. По-другому — да, но в точности повторить это уникальное исполнение невозможно. А как его могут увидеть жители республики, не попавшие на концерт? Только по местному телевидению, которое почему-то нас игнорирует. Даже если нет эфирного времени, можно было бы делать записи для архивного фонда. А так — даже нечего оставить нашим потомкам.

Подводя итоги, отмечу, что мы продолжаем предоставлять площадку артистам всероссийского уровня, как в сфере музыкального, так и в сфере театрального искусства. В нынешнем сезоне на сцене филармонии блистали оперная дива Любовь Казарновская, трио Алексея Дедова, Отара Кунчулии и Игоря Тарасова, мэтр русского рока Николай Носков. Мы познакомили майкопского зрителя с образцом высочайшей хореографической культуры — Государственным академическим хореографическим ансамблем им.Н.С.Надеждиной «Березка». Настоящим открытием стал Молодой балет Кубани Краснодарской госфилармонии им.Г.Пономаренко.

Зрители увидели блестящую игру актеров Владимира Стеклова и Владимира Филатова в постановке «Мастер и Маргарита», Андрея Соколова и Ирины Алферовой в драме «За закрытой дверью» и других. Мощным финальным аккордом стало выступление пианиста с мировым именем Дениса Мацуева. Эта политика будет и впредь продолжена, так что новый сезон будет не менее интересным и насыщенным.

Записала Елена МАРКОВА.
Фото Аркадия КИРНОСА.
 
По теме
Ежегодно благотворительный фонд «ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ» (далее — «Фонд») проводит всероссийскую акцию «КРАСНАЯ ГВОЗДИКА» (далее — «Акция»),
28 марта 2024 года в Блечепсинской модельной библиотеке Кошехабльскоо района совместно с МБОУ «СОШ» № 5 для читателей состоялся краеведческий вечер-познание «Адыгский поэт и прозаик Киримизе Жанэ»,
18, 19, 20 апреля в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся показы спектаклей Белгородского государственного театра кукол.
28 марта 2024 года в 9:30 и 10:30 состоялся показ выездного кукольного спектакля «Бука - вредный заяц» по пьесе Михаила Супонина театра кукол «Золотой кувшин» Концертного объединения Республики Адыгея в детском саду №24
В апреле 2024 г. в Филармонии Концертного объединения Республики Адыгея в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся гастроли Белгородского государственного театра кукол.
5 апреля 2024 г. в 18:00 в Большом зале Филармонии Концертного объединения Республики Адыгея пройдет мюзикл для детей «Сказка о времени» Камерного музыкального театра Республики Адыгея им.
Яркая, талантливая, настоящая! Других слов по отношению к Аминат Казбековне, этой замечательной исполнительнице, прекрасной женщине, магниту, своим добродушием и положительной энергетикой притягивающему к себе людей, не найдется.
Они трудятся, когда другие отдыхают, они щедро делятся богатством своей души и дарят радость прикосновения к прекрасному.
В Адыгее возбуждено уголовное дело по факту убийства жительницы Тахтамукайского района - Следственный комитет Установлено, что 26 марта 2024 года в поселке Яблоновский Тахтамукайского района в квартире жилого дома обнаружено тело женщины с признаками насильственной смерти, предположительно наступившей в результате удушения.
Следственный комитет
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор