Формально нельзя реально?

Значительные средства, выделяемые в рамках федеральной программы «Доступная среда» и аналогичной республиканской программы, помогли в определенной мере улучшить ситуацию с доступностью для людей с ограниченными возможностями здоровья улиц населенных пунктов и объектов социальной инфраструктуры. Однако барьеры по-прежнему ограничивают для них возможность трудиться, получать образование, участвовать в общественной жизни. Вынужденная изоляция осложняет проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов. От барьеров страдают также представители других групп населения.

Нарушения ст.15 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеют широкое распространение. Данная норма устанавливает обязанность государственных, муниципальных органов и организаций, независимо от форм собственности, создавать условия людям с ограниченными возможностями здоровья для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, пользования всеми видами пассажирского транспорта, средствами связи и информации. В ряде случаев проблемы обусловлены объективными причинами, в том числе необходимостью значительных затрат на реконструкцию объектов. Но также сказывается и человеческий фактор либо несогласованность действий различных структур, от которых зависит решение поставленных программой «Доступная среда» задач.

Можно выделить основные проблемные моменты, затрудняющие создание безбарьерной среды. Один из них — недоступность объектов социальной и городской инфраструктуры.

Многие общественные здания построены во времена, когда государство всерьез не рассматривало вопрос необходимости создания условий «доступной среды», и не все возможно реконструировать, как того требует ст.15 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Поэтому в создании условий для людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо делать упор на вновь создаваемые или реконструируемые объекты. Однако жизнь показывает, что существующие механизмы контроля за тем, насколько добросовестно при проектировке и строительстве соблюдены требования создания безбарьерной среды, часто сводятся к формальным процедурам, не позволяющим выявлять нарушения.

— Более того, сегодня многие организации вместо установки пандусов оборудуют кнопки вызова. Но пользы от таких кнопок часто бывает мало. Вызвав сотрудника (если тот еще подойдет), инвалид часто не может попасть в аптеку, магазин и вынужден, невзирая на погодные условия, делать покупки, находясь на улице. Нарушается конституционное право на уважение достоинства личности, игнорируются базовые права потребителя — осмотреть товар, сделать выбор. Высшей же степенью безразличия являются примеры, когда кнопка вызова расположена в недоступном для инвалида месте. Не редкость ситуация, когда дверь в помещение открывается на пандус, фактически преграждая путь в помещение, — поделился с «СА» экспертным мнением председатель Майкопской городской организации людей с ограниченными возможностями здоровья «Легионеры милосердия» Владимир Трофимов.

Не решен в полной мере вопрос с доступностью для инвалидов-колясочников учреждений здравоохранения и аптек, хотя значительная работа в этом направлении, в том числе по линии прокуратуры, проделана. К примеру, недоступна аптека, расположенная на территории городской больницы Майкопа (по ул.Спортивной, рядом с девятиэтажным корпусом больницы). В удручающем состоянии пандус возле аптеки №1 в г.Майкопе (ул.Пролетарская, 304). В дождливую или снежную погоду подниматься по нему опасно для жизни и здоровья. Между тем именно в этой аптеке обслуживаются жители республиканского центра, получающие лекарства по льготным рецептам.

В ряде случаев (поликлиники, иные медицинские учреждения) отсутствуют надлежащим образом оборудованные туалеты. Как альтернатива — удобства внутри здания оборудованы исключительно для персонала, туалеты для посетителей расположены во дворе.

Значительное число банкоматов также не приспособлено для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Еще одна проблема — недоступность официальных учреждений. Для людей с ограниченными возможностями здоровья не всегда доступны здания, в которых размещаются государственные и муниципальные органы и должностные лица. Даже если где-то оборудован пандус, легко ли протиснуться в инвалидной коляске через турникет, подняться по лестнице? Недостатки есть практически везде. Также неоправданна установка у входов электроподъемников. Во-первых, они не работают, если возникают перебои с электричеством (а это может случиться в том числе и при пожаре, иной чрезвычайной ситуации). Во-вторых, часто эти подъемники не работают или же нет людей, которые помогли бы посетителю в инвалидной коляске ими воспользоваться.

— Полагаем, в ситуации, когда учреждение расположено в здании, не оборудованном для перемещения лиц с ограниченными возможностями здоровья, необходимо в обязательном порядке включить в должностные обязанности его сотрудников выполнение функций сопровождения и оказания помощи инвалидам при входе-выходе из здания и передвижении по кабинетам. Либо, если есть такая необходимость, нужно включить в штатное расписание соответствующую единицу. Это необходимо для успешной реализации гражданами конституционного права на личное обращение в государственные органы и к должностным лицам (ст.33 Конституции РФ). Рационально было бы на законодательном уровне также распространить указанное требование на все организации, независимо от формы собственности, а также на индивидуальных предпринимателей, — говорит Владимир Трофимов. — Многие проблемы можно было бы снять, внедряя новые форматы общения должностных лиц с гражданами, например используя программное обеспечение, делающее возможным текстовую, голосовую и видеосвязь через интернет.

Но в первую очередь решением проблемы должно стать создание условий для реального общественного контроля за тем, насколько соответствуют требованиям безбарьерной среды построенные и реконструированные объекты. Соответствующие проверки должны проводиться не кулуарно, по формальным критериям, а максимально открыто и с освещением в СМИ. Принять участие в их проведении должна иметь возможность любая организация, объединяющая людей с ограниченными возможностями здоровья. Выявленные нарушения и недоработки должны устраняться, только в этом случае можно ожидать эффективной реализации программы «Доступная среда».

Еще более важно обеспечить предварительный контроль на стадии проектирования и строительства. В этой работе также необходимо задействовать ресурс организаций, объединяющих людей с ограниченными возможностями здоровья. Ведь на практике далеко не всегда возможно привлечь к ответственности лиц, нарушивших требования об обеспечении доступа людей с ограниченными возможностями здоровья из-за истечения сроков привлечения к ответственности.

Сначала построим, потом узаконим

Российское законодательство предусматривает возможность построить или реконструировать здание без разрешительной документации (в т.ч. не создавая условий доступной среды), а затем ввести его в эксплуатацию в судебном порядке. Так, статья 222 Гражданского кодекса РФ определяет, что самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, но при соблюдении ряда условий право собственности на нее может быть признано судом за собственником земельного участка.

Примеры обращений в суды с исками о признании права собственности на самовольную постройку в республиканском центре далеко не единичны. Обычно подобные заявления удовлетворяются. В соответствии с Постановлениями Пленума Верховного суда РФ №10 и Верховного арбитражного суда РФ №22 от 29.04.2010 г. отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, принимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче этих документов. Суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан. И, полагаем, именно на досудебной стадии государственные и муниципальные органы должны принимать более активные меры для обеспечения реализации прав граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Очевидно, снос объекта исключительно по тем основаниям, что не были соблюдены требования доступной среды, будет непропорциональной и неоправданной мерой. Однако во всех случаях необходимо искать баланс между интересами бизнеса и граждан.

Из пункта «А»  в пункт «Б» —  по кривой

Значительная часть жителей Адыгеи живет в сельских населенных пунктах, большая часть территории Майкопа — также частный сектор. И если в центре города предприняты усилия для создания доступной среды, то на окраинах тротуары и улицы подчас в плачевном состоянии. После ливня или снегопада передвигаться по городу невозможно. Страдают от этого не только инвалиды, но и пожилые люди. Кроме того, бывает так, что владельцы частных домовладений облагораживают территорию перед двором, поднимая уровень тротуара, по сути дела вынуждая инвалидов объезжать такие участки по проезжей части. Через тротуары оборудуются водостоки, также затрудняющие передвижение.

Не имея возможности передвигаться по тротуарам, люди в креслах-колясках вынуждены ездить по проезжей части. В Майкопе были случаи гибели людей с ограниченными возможностями здоровья под колесами машин, а в одном случае лихач, сбив инвалида-колясочника, скрылся с места происшествия.

Отдельная проблема — отсутствие на переходах через железнодорожные пути пандусов для инвалидных колясок и колясок с детьми. По обращению организации «Легионеры милосердия» сотрудники Белореченской транспортной прокуратуры установили, что в Майкопе пандусы отсутствуют на железнодорожных переездах по улицам Пушкина, Хакурате, Шоссейной, Адыгейской (Письмо Белореченской транспортной прокуратуры от 19.10.2015 г. №35ж-215/1162). Таким образом, нарушается прямое требование ст.15 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Также были проигнорированы Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути (утв. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. №18, г.Москва) и Требования к пешеходным переходам через железнодорожные пути (утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 23.12.2009 №2655р).

— По указанному выше обращению с целью устранения нарушений федерального законодательства начальнику Белореченской дистанции пути было внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности движения при эксплуатации железнодорожных переездов. Однако ввиду актуальности этой темы призываем ответственные структуры в рамках компетенции также отслеживать дальнейшее решение данного вопроса — с целью недопущения возможных проволочек в ходе устранения нарушений, — подчеркнул Владимир Трофимов.

Еще один пример.

— Ранее «Легионеры милосердия» обратились в прокуратуру Майкопа с жалобой на то, что мосты через Белую не оборудованы для нужд инвалидов. Прокурор согласился с этой позицией и обратился в суд. В итоге городской суд постановил ответственным организациям привести мосты в надлежащий вид. Работы были проведены. Итог: к переправе через плотину вопросов нет. Зато у дальнего моста, возле детского сада «Росинка», оборудован пандус, заезжая на который есть риск перевернуться. С еще одним мостом, напротив городского парка, ситуация тоже двоякая. Сразу перед сходом с моста на левом берегу заросшие бурьяном ступеньки, и подняться человеку в инвалидной коляске на эту высоту невозможно — нет пандуса. Единственный подъезд к мосту — засыпанная гравием, в котором вязнут колеса инвалидной коляски, крутая дорожка. После ливневых дождей, прошедших весной и летом этого года, состояние данного спуска стало еще более удручающим, — сообщил Владимир Трофимов.

Все ли проблемы решит «социальное такси»?

Требуется навести порядок в вопросе о том, кто и как должен помогать инвалидам в случае поломки кресла-коляски вне дома. В таком случае может возникнуть ситуация, угрожающая жизни и здоровью лишенного возможности передвигаться человека (ведь это, к примеру, может случиться на проезжей части, в зимнее время, в мороз). Однако, как следует из ответов официальных органов, в случае поломки инвалидной коляски человек должен в первую очередь обращаться за услугой «социального такси».

— Ссылка на возможность воспользоваться услугой «социального такси» в такой ситуации необоснованна. Во-первых, при поломке инвалидной коляски человек может попасть в условия, угрожающие его жизни и здоровью. Ведь это может произойти зимой в морозы. Во-вторых, инвалидная коляска может поломаться в таком месте, куда не сможет подъехать машина. В-третьих, для эвакуации может потребоваться микроавтобус, поскольку инвалидная коляска, к примеру с электроприводом, в багажник не поместится. А машину с подъемником надо заказывать заранее. Значит, в экстренной ситуации реальной помощи дождаться будет сложно, — говорит Владимир Трофимов.

На обращения в официальные органы с просьбой урегулировать ситуацию следуют ответы, что при поломке кресла-коляски гражданин может обратиться в «социальное такси». При этом не учитывается то обстоятельство, что данная служба не работает в ночное и вечернее время, а также в выходные дни. 

— Поэтому, полагаем, необходимо определить конкретные органы и должностные лица, которые должны реагировать на обращения инвалидов, попавших в подобную ситуацию. Не менее важно проинформировать всех тех, кому потенциально может потребоваться подобная услуга, о номерах телефонов, обратившись на которые они могут рассчитывать на оперативную помощь, — говорит наш собеседник.

Есть еще одна смежная проблема. Ввиду неприспособленности тротуаров и пешеходных переходов, чтобы добраться до, казалось бы, недалеко расположенных объектов, использующему кресло-коляску человеку приходится преодолевать значительные расстояния. Если коляска с электроприводом, нет гарантии, что заряда аккумулятора хватит до конца пути. Есть сложности и с проведением мелкого ремонта колясок.

— Выходом может стать оказание подобных услуг автомастерскими, организациями и предпринимателями, специализирующимися на продаже и ремонте велосипедов. Органы власти могли бы стимулировать включение бизнеса в эту работу, — убежден Владимир Трофимов. — Также люди, пользующиеся электроколясками, сталкиваются с еще одной проблемой — невозможностью подзарядки аккумуляторов вне дома. С учетом того, что инфраструктура населенных пунктов республики далеко не в полной мере соответствует требованиям доступной среды, приходится преодолевать значительные расстояния. Поэтому стоит рекомендовать официальным учреждениям и частным организациям давать нам возможность подзарядить коляску.

Квартира  как место «заточения»

Подчас люди с инвалидностью, проживающие на верхних этажах в многоквартирных домах, оказываются фактически запертыми в квартире, не имея возможности выйти на улицу. В этой связи необходимо обеспечить выполнение положений о создании доступной среды Индивидуальных программ реабилитации инвалидов в случаях, когда человек проживает в многоквартирном доме при отсутствии условий, позволяющих ему покидать помещение.

При этом недопустима ситуация, когда обязанность переоборудовать подъезд дома возлагается на жильцов. Ведь преамбула Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации и регионов, но никак не граждан. Также сошлемся на Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 26 октября 2012 г. №78-КГ12-17, в котором указано, что инвалид, использующий кресло-коляску, не обязан доказывать необходимость создания условий для доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Вопрос тем более актуальный, что в начале июля приняты Правила, которые устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов. В соответствии с ними проживающий в МКД инвалид может претендовать на проведение за счет бюджетных средств мероприятий по приспособлению к его нуждам жилого помещения и общего имущества МКД. Правилами определены требования к жилому помещению, санузлу, к ширине дверных проемов и т. д. При этом работы проводятся с учетом мнения инвалида. Разве проживающие в индивидуальных жилых домах граждане не могут рассчитывать на подобное отношение со стороны власти к своим нуждам? Ведь ч.2 ст.19 Конституции гарантирует равенство прав граждан, в том числе в социальной сфере.

Дмитрий Кизянов

 
По теме
Майкопский городской суд рассмотрел материалы уголовного дела в отношении А., уроженца Республики Армения, ранее судимого, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б», «в» ч. 2 ст.
Суд назначил административное наказание в виде предупреждения                                                                                     Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея рассмотрел дело об адм
В Адыгее произошло тяжкое ДТП в результате съезда автомобиля с дороги - ИА Адыгея Сегодня Фото: 01.мвд.рф В Тахтамукайском районе Адыгеи 29 марта, около 2 часов ночи, на 2-ом километре автодороги «Яблоновский – дамба Шапсугского водохранилища» произошло дорожно-транспортное происшествии, в котором погиб 1 человек.
ИА Адыгея Сегодня
МЧС России напоминает: не жгите сухую траву! - ГУ МЧС России Уважаемые граждане! Весной с повышением температуры и установлением сухой ветреной погоды в регионе значительно увеличивается количество возгораний сухой растительности.
ГУ МЧС России
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор
Военный комиссариат Красногвардейского и Шовгеновского районов Республики Адыгея проводит отбор граждан на военную службу по контракту в Вооруженные силы Российской Федерации - Министерство культуры Предоставляются: — единовременная выплата согласно Указу Президента РФ – 195 тыс.
Министерство культуры