Народное признание. К 87-летию народного писателя Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии Исхака Машбаша

Английский писатель Джон Голсуорси говорил: «Писать имеет право только тот, кого волнуют большие общечеловеческие и социальные проблемы». Эти слова вполне можно отнести к адыгскому писателю Исхаку Шумафовичу Машбашу. Обладая большим талантом и широким диапазоном от стихотворной лирики до монументальных романов, он посвятил себя исследованию и художественному осмыслению судеб нескольких поколений адыгов, живших в разное время.

В чем секрет неиссякаемой любви писателя к своему народу? Он отвечает: «Источник вдохновения — моя родная земля». И это вдохновение чувствуется и ощущается реально, когда писатель рассказывает о своей малой родине. Отчий дом на протяжении всей долгой жизни так и остался неотделимым от него.

Многомиллионная диаспора соотечественников, вынужденно покинувших Черкесию и живущих за рубежом (Турция, Сирия, Египет, Иордания, Израиль, Ирак, Ливия), встречает его с искренним интересом. И он принимает их в свое сердце. Его любовь и сочувствие к эмигрантам искренние, потому что они, испытывая ностальгию по далекой Родине, способны так глубоко ее любить. Писатель переживает за свой народ как за семью — своих сыновей и дочерей, отцов и матерей, сестер и братьев. Его сердце болит за всех и каждого. А чувства слились воедино в некое подобие кровного родства. Именно это «родство» и служит основой системы мышления и творческой реализации.

Эта система действует в полную силу, когда зарождается и развивается замысел стихотворения, поэмы, повести, романа. Важна не форма, в которой будет изложена мысль, а ее точность и преодоление противоречий.

Зрелость писателя позволила увидеть панораму мировых исторических событий прошлого, когда зарождалось широко распространяющееся явление промышленной революции, когда набирало силу переустройство мира. Стихи и поэмы не вмещали в рамки литературного жанра эпохальные процессы, их осмысление требовало большого литературного полотна романа.

Классическая литература, к которой, безусловно, относится творчество Машбаша, утверждает связь между красотой жизни во всех ее проявлениях и нравственным идеалом, противопоставляя их уродливым формам жизни.

Пришло время обсуждения с широкой общественностью вопросов культуры и искусства. Эти встречи и обсуждения, вопросы и ответы высветят мировые и национальные шедевры. Они раскроются для широких масс читателей, как было в прошлые времена, когда хорошая книга вызывала невероятный интерес. Сейчас серьезное обсуждение ведется лишь организациями, учредителями конкурсов, а читателю предлагается огромный ассортимент литературы, что называется, без комментариев.

Писатель-гуманист

Исхак Машбаш пишет о важности сохранения гуманизма в мире. Он в точности отвечает требованиям культуры и искусства, поднимая для широкой дискуссии комплекс неразрешенных задач: национальных, межнациональных, конфессиональных, просветительских, ценностных.

Поэтому так важна роль героев, утверждающих сохранение нравственных основ и не только исповедующих их, но и активно применяющих в жизни. Машбаш, писатель-классик, как остров спасения для тех, кто еще верит в гуманизм при той «толерантности» ко многим сторонам жизни, которую мы наблюдаем сегодня и которую пропагандируют как средство самовыражения и творческой свободы. У страсти личностного самовыражения есть свои адепты, кумиры и поклонники. Писатель же возвращает нас к истокам, к эпохе возрождения, к четко сформулированным человеческим ценностям. Его романы бывают эмоционально напряженными и даже болезненными, поскольку в них решаются судьбы народов, происходят кровопролитные войны, массовая гибель мужчин, одиночество вдов, безотцовщина детей. Но в них отражается жизнь как она есть — без прикрас. И тогда душа воспринимает трагедию как великую тайну жизни, обнажающую истину и соскребающую ложь с души.

Книги Исхака Машбаша — явление скорой помощи тем, кто погрузился в материальное бытие с головой. Они заставляют читателя интеллектуально работать с первой страницы текста до последней, заставляют осмысливать прошлое

Для Исхака Машбаша, как писателя-историка, характерно воплощение человеческого характера в героях. Именно в характерах отражается суть, писатель тщательно подыскивает средства ее толкования. Машбаш изобразительными и выразительными средствами, словно лучом, вы­свечивает самые глубинные слои человеческого естества, вскрывает весь потенциал его возможностей, как положительный, так и отрицательный. Он не щадит своих героев, не делает их приторно-сладкими. Он показывает, что у них, причем как и у каждого из нас, на языке мед и яд одновременно. Характер героя избирается писателем как центр, вокруг которого происходят события. И таких центров столько, сколько сюжетных линий. Именно эти центры «сгущают» произведения, создают высокое эмоциональное напряжение.

Эстетические взгляды Исхака Шумафовича неразрывно связаны с живительным источником народа — его языком, фольклором. Пословицы вложены в уста мудрецов, потому в романах широким потоком течет живая речь, простонародный язык, который синтетически сливается с языком литературным. События «местного» масштаба, которые, казалось бы, касаются только «своих», у писателя обретают иное звучание, потому что в них отражается жизнь народа в целом. За строками книг в воображении читателя встают живые образы людей с их судьбами, смешными или грустными историями, благородными или низкими поступками, с невероятно сложными перипетиями жизни. События разворачиваются действие за действием, свиваясь в увлекательное, притягательное, живое целое, вскрывая истинные ценности жизни.

Машбаш понимает, что, когда в мире все приходит в движение, каждая его часть должна чувствовать импульс мировой идеи. Этот импульс для адыгов был крайне болезненным. Они понимали централизацию власти как самодержавие, в котором утрачиваются свободы и права, сохраняемые веками их предками.

Без прикрас

Исхак Машбаш исследует и «проживает» в себе те процессы, которые происходили во всем мире, процессы сложные и крайне болезненные. Он видит, как с ростом производства товаров передовым странам становятся нужны новые рынки сбыта. В развивающемся индустриальном мире шло активное внедрение современного транспорта — пароходов, поездов, автомобилей. Волы и лошади уходили в прошлое.

Но патриархальный мир не хотел изживать себя, ибо это было крайне болезненно. Организация управления в адыгском обществе не менялась веками: народное собрание, народный совет, моральный кодекс адыгэ хабзэ. Земля была уже поделена и частично перешла в частную собственность князей и дворян. Товарообороту подлежали леса, меха, мед. Активно шли обмен и торговля с генуэзцами. Земледелие и ремесло, которые могли бы приносить основную прибыль, не развивались в промышленных масштабах.

Так или иначе, адыгский народ не успел войти в процессы, которые происходили тогда. Собирались сходы родов, встречались предводители, пытаясь договариваться, но ничего не получалось. И это талантливо отразил в своих произведениях Исхак Маш­баш. Он описал драму жизни такой, какой она была в действительности.

Почему же народ, наблюдавший со стороны жизнь людей, живущих в государствах, например своих соседей — русских или генуэзцев, строивших фактории по всему побережью Черного моря, или турецких подданных, не стремился к подражательству?

Как показывает Исхак Машбаш в своих исторических романах — по существу они были не готовы к объединению, жизнь свободолюбия выработала в них дух противоречия. Каждый считал любой надзор посягательством на свою свободу. Но история показывает, и это подтверждено историческими материалами, приведенными Машбашем, что отдельные представители родов, предводители и дворяне-землевладельцы задолго до основных трагических событий Кавказской войны задумывались над будущим. С них начиналась история первых попыток создания государства. Но они, как и их последователи, великие князья X–XIX веков, при первых изменениях с началом развития новых формаций, сделав шаг в сторону нового, возвращались к старому мироустройству. И всячески оправдывали его значение: «Нашу свободу из века в век хранили наши предки». При этом на протяжении веков они не оставляли мысли стать сателлитами соседних государств, таких как Восточная Византия, Турция, Россия, Крым.

Но мыслящие предводители родов, готовые к изменениям, понимали, что в обществе устои сохраняются уже неохотно, они «видят, как ослабевает адыгэ хабзэ в сменяющихся поколениях». Да и сами предводители теряли тот рыцарский порыв, который был у предков. Времена изменились. Мир не изолирован. Он цельный, и они оказались в одном из эпицентров этого мира, где все интенсивнее закручивались вокруг них враждебные вихри.

Подлинная история

Рассуждая о народе в целом, Машбаш откровенен с читателем. Он показывает, что все они были обычными людьми, которые заполняли свою жизнь реакциями на внешние обстоятельства и события, обсуждали чужие идеи, действовали под влиянием эмоций. Они были склонны к разговорам, обсуждениям, намерениям, спорам.

В романах Исхака Машбаша есть люди, способные и на принятие решений, и на действия, но обстоятельства чаще всего складывались не в их пользу. Писатель исследует психотипы и скрупулезно выписывает характеры героев, до деталей восстанавливает события, изображая широкую панораму общественных и человеческих взаимоотношений. В своих романах он стремится к предельному раскрытию причин социально-психологических конфликтов того времени. При этом не ограничивается узкими рамками национальности, рассматривает интересы сторон и освещает положение дел под углом зрения веления времени: в чем совпадали и в чем расходились интересы мировых держав, как складывались судьбы адыгов, генуэзцев, греков, арабов, русских, турок, крымчаков, англичан, французов, поляков. С позиции и точки зрения каждой из сторон он решает постановку больших общественно значимых проблем, с пристальным вниманием относится к деталям повседневной жизни, стремится к простоте и естественности художественного изображения, владея мастерством социально-психологического обобщения.

Машбаш точно передает атмосферу смены эпох, когда назревающий промышленный переворот привел европейские державы к политике завоеваний новых земель для усиления своей доли в мировой торговле. Конфликт интересов становится неизбежным. Генуэзские фактории выявили возможности Черкесии как рынка, где патриархальный мир с собственными ограниченными возможностями превращался в прекрасную торговую провинцию для иностранцев. Турецкие, английские эмиссары под видом путешественников присматривались к стране, определяя ее перспективы. Необжитое пространство всегда привлекает, но, чтобы установить там свое господство, надо ликвидировать чужое. Главные игроки на политической карте того времени — Англия, Франция, Турция, Россия.

Кто мы, адыги?

Конечно, не стоит забывать о том, что роман — это история, созданная творческим умом художника, а легендарные личности, представленные в нем, — результат художественного осмысления. Но это не фантазия писателя. 

И все же здесь важно соотношение правды и правдоподобия. Внешнее сходство изображения с его прообразами не является формой выражения правды. Такого сходства недостаточно, чтобы принимать героя литературного за героя реального.

Следует отметить: время во всех романах Исхака Машбаша переломное, когда происходит смешение людей и идей и зарождается нечто, которое в будущем станет «новым временем» с другими идеями и понятиями.

В романах Исхака Машбаша каждый период, который он охватывал в поле своего творческого осмысления, находился именно в «переходном» состоянии.

Историческое исследование писатель не прерывал на протяжении десятилетий. Его романы «Из тьмы веков», «Адыги», «Восход и закат», «Графиня Аиссе», «Гора смерти», «Раскаты далекого грома», «Жернова», «Два пленника», «Хан-Гирей», «Лазутчик», «Изгнание», «Чужие среди чужих», «Оплаканных не ждут», «Сто первый перевал», «Метельные годы», «Тропы из ночи», «Гошевнай», «Сотвори добро» — это романы о X–XXI веках адыгов в контексте мировой политики, в которых Исхак Машбаш ставит вопрос: кто мы, адыги? Такой вопрос, как правило, остается открытым, или ответ приблизительно такой: каковы обстоятельства, таковы и мы. В этих произведениях писатель опирается на качества, которые есть у адыгов и отличают их от других народов. Характер, темперамент, жизненный опыт, рассудительность, способность стратегически мыслить. То есть все, что позволяет познавать окружающий мир и учиться на собственных ошибках. Где-то были удачи, где-то поражения — все складывается в копилку опыта, который будет накапливаться, пока народ жив. Ведь и сегодня можно задать этот же вопрос: кто мы?

В исторических романах писатель подчеркивает тот факт, что страны, опередившие племенные народы в своем социально-экономическом и политическом развитии, вели себя с ними одинаково агрессивно. И главный постулат, который соответствовал духу того времени, звучал так: «Нет государства — нет народа!». Родовые общины, тем более кочевые племена, рассматривались как «бродячие народы», с которыми можно было не считаться. Так называемый прогресс не приближал народы к равноправию. Он разделял их на более и менее развитые. О судьбе племен, когда возникала в том необходимость, они договаривались между собой, деля и кромсая землю как добычу. В такой безысходной ситуации оказывались не только адыги, которые при коренных переломах вынужденно покидали свои дома и оказывались рассеянными по всему миру.

И сегодня Машбаш, встречаясь с адыгскими диаспорами за рубежом, словно собирает растерзанное тело своего народа воедино. Казалось бы: история есть история, и прошлого не вернуть. Но есть одно обстоятельство, которое стало всемирно известным благодаря писателю. Оно заключается в том, что адыгский народ не исчез с лица Земли, не слился с другими. Он сохранил самосознание и самоидентичность, находясь за рубежом. Адыгские диаспоры доказали, что корень народа настолько крепок, что прорастает вглубь даже на чужих почвах и вырастает в древо, которое дает свои полноценные плоды. Что за генетическая тайна у этого народа? Казалось бы, при таком трагическом рассеивании он должен был забыть свой род-племя, слиться с другими народами и потерять себя в таком этническом бульоне, который варился последние полтора столетия. Сколько народов промелькнуло в цепи эволюции и исчезло, как падающие звезды. Но с адыгами этого не случилось, и Машбаш показывает почему: семя у народа доброе, и такой народ заслуживает самого пристального внимания.

Обращаясь к народным адыгским сказкам, великий Максим Горький сказал: «Ценность адыгских сказок увеличивается еще и тем, что в них зло везде побеждено. Это хорошее свидетельство о здоровье народа».

Но «добрые семена» — это основные, самые глубокие пласты, а на поверхности лежат человеческие судьбы, поступки. Не всегда правильные, не всегда гуманные, не всегда привычные для стороннего наблюдателя. Рядом с доблестью рыцаря чести соседствует трусость и предательство, с возвышенной любовью — тайное сладострастие, с братской бескорыстностью — родовой эгоизм. Так у каждого народа, у каждого человека в отдельности. Разъединение, которое было бичом времени прошлого, происходит и сегодня. Об этом Исхак Шумафович говорит в каждом произведении, акцентируя мысль на главных болевых точках, которые хочет вложить в сознание. На память приходит греческий философ Сократ, который говорил народу: «Я, как оса, прислан, чтобы жалить вас, будить, чтобы вы окончательно не уснули!» В этом сила писателя, в этом секрет его творческого долголетия и активности, продолжение миссии, конца которой быть не может.

Глаголом жечь

Машбаш касается души человека. Как в зеркале отражает то, что необходимо увидеть каждому из нас. Не каждому хочется видеть то, что ему неприятно, и испытывать чувство вины за тех, кто действовал во власти своих интересов. Наши предшественники проходили такие уроки жизни: зачем Македонский пошел в Египет и Индию? Почему Тамерлан и Баязет не оставляли камня на камне в покоренных странах? Зачем крестовые походы? А Наполеон, Гитлер?..

Власть и золото. Вот главные обвиняемые в мировом процессе истории. И Исхак Машбаш выступает мировым обвинителем этим страшным порокам, не знающим пощады.

Машбаш, как Сократ, ходивший и жаливший народ правдой, в своих романах призывает помнить и каяться не за тех, кто содеял все эти злодеяния, но за себя, равнодушного к тем сонмам, ставшим жертвой власти и денег в любом их проявлении.

Романы созданы на основе исторических событий, почерпнутых из достоверных источников: исторической литературы, воспоминаний участников событий, переписки, архивных данных. Все это в целом позволяло Исхаку Машбашу реконструировать биографии героев

Жизнь героев, их ошибки и падения, благородство и героизм — все должно стать уроком жизни. Философия всех произведений Машбаша такова, что через нее понимаешь, как складывается опыт человеческих отношений. Осознаешь, что трудности, которые выпадают на жизненном пути, самоотверженность и благородство, понимание своего места в жизни — это лишь ступени, ведущие к восхождению или нисхождению. Он говорит о том, как вредны полумеры, полузнания для отдельного человека и для всего народа в целом. Закалка характера — не в стихийной вспышке гнева, которую привычно называют мужеством, а мудрость — не в цитировании священных текстов. Что сдержанность может быть мужественнее вспышки, а молчание мудрее многословия. Все эти уроки — в произведениях Исхака Машбаша. Он умеет вызвать в читателе сопереживание, понимание справедливости, осуждение или гнев, сожаление, заставляет проснуться наши сердца. Почти в каждом романе писатель говорит о том, почему на патриархальной стадии развития Черкесия не развилась в самостоятельное государство. Преобразование — не всегда меньшее из зол.

Чтобы создать государство, полностью заменяя родовой строй органами государственной власти, необходимо было объединение и вооружение части народа — армии. Нужна была воля, чтобы защитить себя собственными силами, а при неповиновении пойти и против своего народа. Эта вооруженная власть должна была стать «публичной», подчинить себе всех. Так было в Древней Греции, так было в Риме. Но вопрос о государственности у кавказских народов катастрофически запоздал. И даже во времена «коренного перелома», когда народ практически терял территориальную независимость, переставал быть хозяином на своей земле, родовые племена разделились, ища своего сателлита. Одни опять устремились к Турции, другие — к Крыму, третьи — к России.

В Европе и Азии основные территории были поделены, а «неосвоенные» ждали своего времени. Так Черкесия стала разменной монетой для трех государств: Турции, Англии и России.

Генетическая память

Молодое поколение, выросшее на другой литературе, в настоящее время, взрослея, обращается к историческим романам Исхака Машбаша. Значит, в народе имеются в генетической памяти зерна, которые способны прорастать, запечатлевать и достойно чтить героическое прошлое в истории Черкесии. Как ранее многие народы передавали героический эпос из уст в уста, сегодня знакомство происходит через встречи с писателем, через его книги.

Книга — это живой организм. После издания она начинает собственное путешествие по свету. Во все века она была помощником в домашних библиотеках. Сегодня нас убеждают, что интернет заменит собой библиотеки. Но так ли это?

Книги Исхака Машбаша — явление скорой помощи тем, кто погрузился в материальное бытие с головой. Они заставляют читателя интеллектуально работать с первой страницы текста до последней, заставляют осмысливать прошлое.

Исхак Машбаш поднял адыгей­скую национальную литературу на уровень развитых литературных систем, создав романы, которые ярко и высокохудожественно отображают панораму жизни адыгов на протяжении многих веков.

Необходимо отметить факт, что Машбаш начал поднимать тему Кавказской войны, когда она была под запретом. Эта тема была болезненной тогда и остается болезненной сегодня. Он стремится, чтобы его идеи служили делу объединения народов, миру и взаимопониманию. И в эти стремления заложено исполинское гражданское мужество, которое проявляется и как патрио­тизм, и как интернационализм, и, главное, как личный писательский подвиг.

Помимо эпических произведений «Рэдэд», «Адыги», «Хан-Гирей», «Жернова», «Восход и закат», «Графиня Аиссе», «Гора смерти», «Раскаты далекого грома», «Два пленника», «Лазутчик», «Изгнание», «Чужие среди чужих», писатель создал не менее талантливые поэтические произведения и романтическую прозу, которые мы не затронули в данной статье. Они написаны в разные годы и вошли в двадцатитомное издание писателя.

Конечно, в библиографии Маш­баша, поэта, прозаика и публициста, перечисленные выше произведения — это лишь малая часть его творческого наследия, над которым работают литературоведы, критики, пишут кандидатские и докторские диссертации. Творчеству писателя посвящено более 16 книг, изданных в разные годы.

Многие годы Исхак Машбаш избирался народным депутатом Адыгейской автономной области, Краснодарского края, был членом Верховного Совета СССР. С первого созыва — член Общественной палаты России.

Исхак Машбаш за долголетнюю творческую и плодотворную жизнь стал неотъемлемой частью общественной жизни многих народов. Он всенародно принят, уважаем и любим. Звание народного подтверждает сооружение писателю памятника на его родине.

Справка

Исхак Машбаш — народный писатель Адыгеи (1993), Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, автор слов Государственного гимна Республики Адыгея. Лауреат Государственной премии СССР (1991), России, Адыгеи, Международной премии имени М.А.Шолохова в области литературы и искусства. Сопредседатель правления Союза писателей России.  За большой вклад в отечественную литературу награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III, II степени, орденом Дружбы народов, медалью «Слава Адыгеи», орденом «Честь и слава» (Абхазия), орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан». Его произведения переведены на многие языки мира. За большую общественно-просветительскую деятельность, активную гражданскую позицию удостоен почетного знака «Общественное признание», золотой медали «Борцу за мир». Занесен в Зал национальной трудовой славы России. Является академиком Адыгской (Черкесской) международной академии наук, академиком Академии наук Абхазии, почетным доктором Адыгейского государственного, Кабардино-Балкарского и Майкопского технологического университетов, почетным гражданином Майкопа. Машбаш перевел на адыгейский язык «Слово о полку Игореве», а также произведения «Медный всадник», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» Пушкина, поэму «Беглец» Лермонтова, «Железную дорогу» Некрасова, «Двенадцать» Блока, «Анну Снегину» Есенина, «Облако в штанах» Маяковского, Коран (в соавторстве), «Малую Землю» Брежнева.

Добавить комментарий

Имя*

E-Mail*

Подписаться на уведомления о новых комментариях


Обновить

Отправить Отменить
 
По теме
Глава Адыгеи поздравил Исхака Машбаша с днем рождения - Аргументы и Факты За годы творчества Исхак Машбаш написал более 60 книг В связи с 88-летием в Доме правительства республики состоялось чествование известного далеко за пределами Адыгеи писателя, поэта и общественного деятеля Исхака Машбаша.
28.05.2018
 
Что писали русские офицеры о войне с черкесами - Информационное агенстсво НатПресс В результате последствий Кавказской войны, административных преобразований царской власти в XIX веке, а позже и советской власти, адыгский (черкесский) народ на своей родине оказался разделен на множество анклавов,
02.05.2018
 
Кто такой Дягилев и почему он вошел в историю? - Информационное агенстсво НатПресс Дягилев навсегда останется в истории как отец русской культуры. Именно он внес главный вклад в культурное развитие страны еще в начале 20 века.
19.09.2018
В РА состоится выставка одного экспоната «Канжальская битва. Мухадин Кишев» - Аргументы и Факты Картина «Канжальская битва» написана Мухадином Кишевым в 2008 году 19 сентября 2018 года в 15.00 в Северокавказском филиале Государственного музея Востока состоится открытие  выставки одного экспоната «Канжальская битва.
18.09.2018
 
Нартский эпос созданный адыгами, является мировым достоянием - Информационное агенстсво НатПресс Адыгский героический нартский эпос, являющийся уникальным явлением мировой культуры, вобрал в себя богатейший опыт материальной и духовной жизни народа, его устоявшийся нравственно-этический кодекс,
18.09.2018
 
Завтра Камерный музыкальный театр им. А.А. Ханаху откроет юбилейный сезон.
18.09.2018
По традиции центральным событием празднования Дня города стала церемония награждения лауреатов премии имени братьев В.Ф.
18.09.2018
 
По традиции празднования Дня Майкопа не прошло без мероприятий спортивной направленности.
18.09.2018
 
FREEDOM -музыка передающая свободу, характер и силу адыга. - Информационное агенстсво НатПресс Музыкальная композиция"Фридом" явилось основой создания масштабного музыкально-театрализованного шоу В этой музыке я постарался передать характер горца, адыга, который во все времена славился своей воинственностью, мужеством,
17.09.2018
В результате ДТП в Воронеже погибли 5 человек - Информационное агенстсво НатПресс Только после того, как в результате очередного ДТП погибли люди, следственные органы начали массовые проверки в сфере оказания услуг по перевозки.
19.09.2018 Информационное агенстсво НатПресс
Арсен Каноков обратился к жителям Кабардино-Балкарии по поводу инцидента в республике - Информационное агенстсво НатПресс www.facebook.com Уважаемые жители Кабардино-Балкарии! Хотел бы высказаться по поводу вчерашнего инцидента возле селения Кенделен, поскольку считаю, что не должен в этой ситуации оставаться в стороне.
19.09.2018 Информационное агенстсво НатПресс
В результате ДТП пострадали два человека За прошедшие выходные, 15-16 сентября,  пожарные-спасатели МЧС России реагировали на два ДТП в Майкопе, и Теучежском районе.
17.09.2018 Аргументы и Факты
Кто такой Дягилев и почему он вошел в историю? - Информационное агенстсво НатПресс Дягилев навсегда останется в истории как отец русской культуры. Именно он внес главный вклад в культурное развитие страны еще в начале 20 века.
19.09.2018 Информационное агенстсво НатПресс
По традиции центральным событием празднования Дня города стала церемония награждения лауреатов премии имени братьев В.Ф.
18.09.2018 Газета Майкопские новости
В «Орлёнке» стартовал ежегодный Южный математический турнир - 8772.ru Фото: adygmath.ru 19 сентября состоится торжественное открытие XIII Южного математического турнира, который традиционно проходит во Всероссийском детском центре «Орлёнок» в рамках Всероссийской смены «Юный математик».
19.09.2018 8772.ru
«Дружба» - «Академия футбола им. В. Понедельника» - 2:1 (0:1) В рамках 8 тура Олимп-первенства России ПФЛ зоны «ЮГ» майкопская «Дружба» на своем поле принимала «Академию футбола им В. Понедельника».
17.09.2018 Советская Адыгея
Фото пресс-служба МВД по Адыгее - Советская Адыгея Министр внутренних дел по Адыгее генерал-майор полиции Владимир Алай представил личному составу ведомства нового заместителя министра внутренних дел по Адыгее - начальника следственного управления.
19.09.2018 Советская Адыгея
К этому дню в республике приурочено множество мероприятий. Отметим, что в 2017 году в регионе болезни системы кровообращения составили 51,5%...
19.09.2018 ГТРК Адыгея
Ограничение подачи электроэнергии в отдельных населенных пунктах в зоне ответственности филиала ПАО «Кубаньэнерго» Адыгейские электрические сети возможно с 20 сентября по 20 декабря, сообщили в пресс-службе ПАО «Кубаньэнерго».
19.09.2018 Советская Адыгея
За прошедшие сутки  в Республике Адыгея произошло 3 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых пострадали 4 человека.
19.09.2018 ГУ МЧС России