Киммерийцы и скифы на Северо-Западном Кавказе

Киммерийцы и скифы на Северо-Западном Кавказе
Киммерийцы и скифы на Северо-Западном Кавказе
Фото: www.natpress.net

Киммерийцы – древнейшие обитатели Северного Причерноморья, чей этникон был первым из дошедших до нас благодаря письменным античным источникам. В науке по вопросу о происхождении и образе жизни киммерийцев нет единого мнения. Так, часть исследователей полагает, что киммерийцы – ираноязычные кочевники. Другие историки считают их адыгоязычными и оседлыми. Однако все сходятся во мнении, что киммерийцы были весьма воинственны и имели развитое искусство конной войны.

Киммерийцы, очевидно, исконно обитали в Северном Причерноморье, но затем их вытеснили оттуда скифы. Часть киммерийцев ушла оттуда в Малую Азию уже в конце II - нач. I тыс. до н.э. Затем это переселение повторилось в начале VII в. до н.э. через Кавказ по Меото-Колхидскому пути. Там они побывали Ассирии, Мидии, Урарту. В начале VI в. до н.э. мидийцы изгнали киммерийцев из Азии и дальнейшая их судьба неизвестна. По косвенным данным, в том числе и археологическим, часть киммерийцев попала на Балканы, став предками фракийцев. Киммерийцы втягивали северокавказские племена в общий масштабный процесс передвижения народов.

В это героическое время зародились эпические циклы, оформившиеся позднее в знаменитые сказания эпоса адыгов и других народов Северного Кавказа «Нарты».
Древней областью обитания скифов (не позднее VIII в. до н.э.) были степи в низовьях р. Дон и северные районы Предкавказья. Это привело к тесным двусторонним контактам с кавказскими аборигенными племенами. Предполагают также, что скифы пришли в Европу из Азии в VII в. до н.э. Скифы были воинственными ираноязычными кочевниками и имели культуру, близкую к киммерийцам. Однако известно, что этноним «скифы» покрывал также неродственные им племена, отличавшиеся и по образу жизни, но вошедшие в скифский конгломерат племен.
В 70-х гг. VII в до н.э. скифы резко изменили международную обстановку целой серией своих походов из Сев. Причерноморья в Закавказье и на Ближний Восток. Дорога скифов шла через Дербентский проход по Прикаспию, через Дарьял, через Мамисонский и Клухорский перевалы, а также по Меото-Колхидскому пути. Это привело к столкновению с местным населением и, вероятно, часть его была вовлечена в скифские походы.

Военно-политическая активность скифов в Азии длилась вплоть до начала VI в. до н.э. Затем они вернулись и господствовали в Предкавказье около 500 лет. Скифы, как воинственные племена имели особую культуру, в частности, оригинальное декоративно-прикладное искусство. В нем ярко проявился так называемый «скифский звериный стиль», несший на себе печать и кочевнической, и переаднеазиатской эстетики. В свою очередь, автохтоны Северо-Западного Кавказа заимствовали у скифов «звериный стиль», творчески переработав его.
С VIII-VI вв. до н.э. на Северном Кавказе наблюдается изменение облика местной материальной культуры, основанной на сочетании традиционных кавказских форм с формами степного скифского типа. Эпоха скифских походов и последующие события привели к заметному оживлению хозяйственно-культурных взаимоотношений местного населения с окружающим миром, шел процесс взаимного обогащения культур. Из Закавказья и Передней Азии сюда поступали украшения, в том числе и многоцветные бусы из пасты и стекла, детали металлических доспехов, некоторые образцы оружия, посуда.


Памятники меото-скифского периода VII-IV вв. до н.э.: Келермесские, Костромкой и Ульские курганы, а также Воронежские и Усть-Лабинские и Костромской курганы, которые, возможно, являются меотскими, а не скифскими. Идентификация этих памятников затруднена, поскольку скифская и меотская культуры тесно переплетались. Собственно меотские памятники: городища – Усть-Лабинское, у ст. Тбилисской, у ст. Кавказской и ряд других, а так же селища – у ст. Владимирской, у с. Красногвардейское. Подобные памятники тянутся целой полосой по правобережью Кубани, не заходя вглубь степей, по высокому берегу или на высоких террасах рек от ст. Марьянской до ст. Темижбекской, у ст. Елизаветинской. Там же – Елизаветинские курганы (около 30-ти, но 6 – самые крупные). Другие курганы: Карагодеуашх у р. Адагум близ Крымска и знаменитые Уляпские курганы у а. Уляп, курганы у ст. Ивановской, Курджипсский курган. Встречаются и грунтовые могильники.
 
По теме
В Адыгее возбуждено уголовное дело по факту убийства жительницы Тахтамукайского района - Следственный комитет Установлено, что 26 марта 2024 года в поселке Яблоновский Тахтамукайского района в квартире жилого дома обнаружено тело женщины с признаками насильственной смерти, предположительно наступившей в результате удушения.
Следственный комитет
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор