КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ В КОНТЕКСТЕ ОБРЯДОВОИ? КУЛЬТУРЫ АДЫГОВ

Фото: www.natpress.net



Ведущим мотивом адыгских колыбельных песен является прогнозирование достои?нои? будущеи? жизни ребенка.
Сюжеты песен, посвященные мальчикам, являются наиболее полными. В них сосредоточена вся картина будущеи? достои?нои? жизни ребенка, которая представлена через образ идеального героя.
У адыгов появление на свет мальчика было большои? радостью и надеждои? не только для родителеи?, но и для всего общества, поскольку на него смотрели как на будущего защитника народа. Как отмечает З. М. Налоев, «подавляющее большинство их (колыбельных песен. – Ш. М.) посвящено мальчику, ибо мальчик – это будущии? воин и кормилец, и продолжатель рода». Это подтверждают тексты колыбельных песен, привлеченных к исследованию.
В колыбельных песнях, посвященных мальчикам нами выделено несколько мотивов:
благопожелания, адресованные родителям: уянэу укъэзылъфым дышъашъхьэр шIобгъакIи (мать, родившая тебя, обрела золотую голову);
благопожелания ребенку: о бгъэшIэщтым Пегъымбарышхор кIэлъэIуа, сикIэлэхъум есIолIагъэхэр къехъулIа (долголетия для тебя Пророк просит, да сбудется то, о чем я прошу Бога);
наставления старших: дунэе нэфым зафэу укъытехь, узхэты цIыфхэм пащэу уафэхъу (ты на белыи? свет справедливым явился, будь предводителем, как вырастешь, сделаи? добро для своеи? матери);
повседневная героическая жизнедеятельность идеального героя. Если предыдущие три мотива являются вспомогательными, то этот мотив – основнои? и наиболее разработанныи?. В соответствии с миропониманием адыгов, идеальным героем является мужественныи?, бесстрашныи?, щедрыи? воин – защитник Отечества.
Образ искусного, удалого воина актуализируется следующими формулами: Iэпхъуамбэ пIащэщ, шэ пIащэрыуэщ, зэуэмэ щремыуэхъу, зытехуэр иремыхъуж (крупнопалыи?, крупными стрелами стреляющии?, стреляя, да не промахнется, в кого попадет, [тот] да не выживет). Наездник так часто находится в седле, что стремя его «огъу мазэу мэшIэта» (Как луна сверкает).
Бесстрашие, храбрость являются надежными спутниками воина во время битвы: ежьыр къэлэжъыешъы, заом фэшъэджашъа. дзитIум макъэр зашъыкIэ, зышъор зэмыкIокIа (он сам – крепость малая, в вои?не – великан, как сразятся два вои?ска, кто не теряет присутствия духа).
Идеальныи? герои? песен не ведает страха, он – стои?кии?, отважныи?: пхъэжъ машIоу мэустхъуи, орэда, пыустхъукIрэм цIыфыбэ егъэубзи, орэда (разгорается словно пламя от старои? древесины, чьи искры летящие заставляют врагов трепетать).
Центральныи? герои? колыбельных песен не только отважныи? герои?. Он – ответственныи? предводитель вои?ска: шыупэшэсышъы, шIэхы дэдэу зефапа (он – предводитель, и раньше всех собирается в путь). За ним следуют его боевые соратники, потому что он – надежныи?, ему доверяют: тхьам къыгъэшIыгъэ цIыфыр ишыуж къырэкIуи, орэда. «нэкIу» – аIошъы ращажьи, орэда а, зигукIодыгъомэ, нынэ, а, уряпкъэушку (все люди идут за ним, «пошли» говорят и его берут с собои?, кто растерялся, упал духом, для них он – великая опора).
Предводитель своеи? доблестью вызывает интерес у окружающих. В песнях часто называется конкретныи? род, представителем которо- го он является. Например, «кIэлэнагъор – Бэрэтармэ япIургъашIу» (кареглазыи? мальчик – Беретаревыми лелеяныи? воспитанник). Люди преклоняются перед ним: дышъэкор къарерэгъачъэшъ, чъэритIор къыкIарегъашI, шыуминэр уишъхьагъырытэу, шыушъитфэр уиIо- фытабгэу, пэчъахьым узэрещ (золотую карету кто заказывает, двух вороных кто запрягает, тысяча всадников в чьем сопровождении, пятьсот всадников чьи посыльные, сам царь в чьем услужении).
Воин в колыбельных песнях адыгов немыслим без его верного друга – самого быстрого, сильного, надежного коня: Дышъэ нахъутэ тедзагъ (Золотая уздечка накинута на нем).
Вместе со своеи? воинственностью, идеальныи? герои? песен облада- ет и такими качествами, как щедрость, доброта, внимание к родным, близким: къыдэхьажьымэ си Аслъаныр пчъэIушхуа, уипчъэIушхоми хъазынэшхор щагощи (по возвращении моего льва его двор большои? наполняется людьми, во дворе большом раздают большие чудеса). Он – опора для семьи и людеи?: уятэ иунэшхом тыгъэу укъыщепсы, дышъэ осэпсышъы жъуакъом утехи, чылэу узыщапIурэм ущып- къэушхуи (в большом родительском доме ты как солнце светишься, золотои? росои? на воспитательницу свою спадаешь, для аула, где тебя воспитывают, ты – опора великая).
Заслужив доброе имя и славу, воспитанник благополучно возвращается, что является великим благом для сородичеи?: уишыупэшэсым сэшхор къытфещэжь, укъызыдэхьажьыкIэ ухьаблэгъэчэф (воин из твоего авангарда везет нам твою саблю, твое спешивание в родном доме – радость для односельчан).
Таким образом, как показало исследование, в материнском фольклоре адыгов объективируется два типа колыбельных песен: импровизированные песни (цэпэ орэдхэр), состоящие из однои? мелодии или из отдельных, периодически повторяющихся междометии?ных выражении?, и собственно колыбельные песни, имеющие многоплановыи? сюжет. Колыбельные песни приурочены к обряду укладывания ребенка в колыбель и хранят общественно значимую этническую информацию. Модель будущеи? жизни ребенка актуализирован на двух уровнях: непосредственно через благопожелания старших, предрекающих счастливую безоблачную жизнь и опосредованно через жизнеописание идеального героя, которыи? предстает в песнях как доблестныи? воин, защитник своего рода и своего Отечества.

М. А. Шхабацева
 
По теме
Адыги и  Византия. Христианство у адыгов - Информационное агенстсво НатПресс В первые века нашей эры связи с греко-римским миром у автохтонного населения С-З Кавказа сохраняются, но с VI в. усиливается политическая и культурная ориентация адыгов и абхазов на Византийскую империю,
14.08.2018
Настоящий подарок ожидает майкопских театралов в конце августа: в рамках гастролей свой спектакль представят артисты Астраханского драматического театра.
14.08.2018
Мероприятия запланированы ко Дню республики. Напомним, что уже начата подготовка к проведению ещё одной важной даты - 100-летию автономии региона… Адыгея будет представлена на ряде мероприятий в Москве.
14.08.2018
 
Праздничная и ритуальная одежда у горских народов: черкесы - Информационное агенстсво НатПресс Семиотика адыгского костюма. Праздничная одежда использовалась и при различных молениях, сопровождавших все наиболее значительные события жизни адыгского социума, и при прочих церемониях как языческо-христианского,
14.08.2018
Найден 100-процентный двойник Юрия Шатунова - Информационное агенстсво НатПресс Разин представил молодого человека, который сыграет роль Юрия Шатунова. Напомним, что в следующем году стартуют съемки нового фильма о знаменитой группе советских времен: " Ласковый май - продолжение".
13.08.2018
 
Знаменитый ансамбль Игоря Моисеева выступит в Адыгее - Информационное агенстсво НатПресс В очередной раз жителей и гостей нашей республики ждет значимое культурное событие – в Майкоп уже второй раз приезжает один из лучших хореографических коллективов мира, знаменитый ансамбль имени Игоря Моисеева.
12.08.2018
Житель Перми нашёл на трассе маленького мальчика - Информационное агенстсво НатПресс Дети отличаются повышенной активностью и тягой к различным приключениям. Именно поэтому очень важно следить за ребёнком в течение дня, ведь известно много случаев, когда маленькие жители городов убегали из детских садиков,
14.08.2018 Информационное агенстсво НатПресс
Михаил Басс, звезда передачи «Что, где, когда», скончался от рака - Информационное агенстсво НатПресс Несколько дней назад, 12 августа, многочисленные фанаты интеллектуальной передачи, раскрывающей войну между знатоками и зрителями, были шокированы из-за новости о трагической кончине Михаила Басса.
14.08.2018 Информационное агенстсво НатПресс
Укусы клещами зарегистрированы во всех административных территориях республики С 15 марта 2018 года Управлением Роспотребнадзора по Адыгее организован еженедельный мониторинг за клещевым вирусным энцефалитом (КВЭ) и д
14.08.2018 Аргументы и Факты
Самое крупное загорание сухой растительности произошло в хуторе Дукмасов За выходные в Адыгее зафиксировали более 20 случаев загорания сухой травы «За выходные дни, 11-12 августа,
13.08.2018 Аргументы и Факты
Праздничная и ритуальная одежда у горских народов: черкесы - Информационное агенстсво НатПресс Семиотика адыгского костюма. Праздничная одежда использовалась и при различных молениях, сопровождавших все наиболее значительные события жизни адыгского социума, и при прочих церемониях как языческо-христианского,
14.08.2018 Информационное агенстсво НатПресс
Адыги и  Византия. Христианство у адыгов - Информационное агенстсво НатПресс В первые века нашей эры связи с греко-римским миром у автохтонного населения С-З Кавказа сохраняются, но с VI в. усиливается политическая и культурная ориентация адыгов и абхазов на Византийскую империю,
14.08.2018 Информационное агенстсво НатПресс
Настоящий подарок ожидает майкопских театралов в конце августа: в рамках гастролей свой спектакль представят артисты Астраханского драматического театра.
14.08.2018 Газета Майкопские новости
В отделе технической и экономической литературы Национальной библиотеки Республики Адыгея оформлена книжная выставка «Рукотворные чудеса», приуроченная к Дню строителя.
10.08.2018 Газета Майкопские новости
На всечеркесский вечер нацио­нального танца «Адыгэ джэгу», который прошел в минувший вторник в городском парке столицы Адыгеи, собрались адыги-черкесы из многих регионов Юга России и зарубежья.
09.08.2018 Газета Майкопские новости
После ремонта дорожного покрытия вчера во второй половине дня открылось движение по Яблоновскому мосту, соединяющему Адыгею и Краснодар.
14.08.2018 Газета Майкопские новости
Отделение водных видов спорта начало открылось 1 августа на базе спортивной школы олимпийского резерва №2 имени В.Максимова в столице Адыгеи, сообщил «СА» председатель городского спорткомитета Дмитрий Щербанев.
13.08.2018 Советская Адыгея
После ремонта дорожного покрытия вчера во второй половине дня открылось движение по Яблоновскому мосту, соединяющему Адыгею и Краснодар.
14.08.2018 Газета Майкопские новости