Кто же на самом деле "адыгейцы"?

Фото: www.natpress.net

АДЫГЕЙЦЫ (см. также Адыги) — самоназв. адыгэ, иноназв. черкесы.

В науке существует несколько вариантов этимологии этнонима «адыгэ». Приводится солярный источник (тыгьэ, дыгъэ — солнце; атыгъэ, адыгъэ с абхаз, префиксальным компонентом в значении «дети солнца» или «солнечные»). Второй вариант — от зихов, причерноморского древнеадыг. племени. Здесь «зыхы» (абхаз, «азыхуа» — назв. А.), созвучно «ц1ыфы» (кабард. «дзыху» — человек).

Последнее, хотя и типично, но историко-логического объяснения не имеет. Первый вариант «адыгэ» в значении «солнечные люди» более убедителен потому, во-первых, что в иероглифическом тексте 1-й пол. II тыс. до н. э. на плите из древнего города Кархемиша в М. Азии уже называется этноним «атхэ», связанный с событиями нач. IV тыс. до н.э. Во-вторых, все ранние примеры «адыгэ» звучат глухо и мягко (атикор, атех, аттекой) сближаются с «тхьа» (бог), который происходит также от «тыгъэ» (солнце). В-третьих, по всем данным: археолог., палеограф., этнограф., лингвист. — А. с древнейших времен предстают как ортодоксальные солнцепоклонники.

Иноназв. «черкес» тоже очень древнее, и в виде «джеркес» восходит к 1-й пол. IV тыс. до н.э. В эпоху бронзы приобретает вид «киркаш» (в Библии — «гир-гашиты»). В раннем железном веке на Кавказе звучит как «керкеты» (керкен).

С XIII в. турки называют адыгов «киркасы». С перс, или древнеиндоевроп. этот этноним этимологизируется в значении «горделивый (хвастливый) воин» или «воинственный гордец».

По антрополог, облику А. относятся к воет, варианту средиземноморского типа большой европеоидной расы, подразделяясь в пределах Кавказа на два подтипа: восточный кавкасионский (кабардинцы) и западный — понтийский.

ЯзыкА. относится к абхаз.-адыг, ветви северокав-каз. языков особой Кавказ, языковой семьи, восходящей к прасеверокавказ. языку новокаменного и меднокаменного веков.

В древности и средневековье А. имели письменность иератического значения, которую советский палеограф Г.Ф. Турчанинов называет последовательно фонетезированным силабо-пиктографическим письмом (майкопская культура), иероглифическим (дольменная культура), псевдо-иероглифическим или колхидским письмом (прикубанская культура), линейным, развитым из сирийско-несторианского средневековья). После XVI в. нац. письмо адыгов было постепенно забыто.

А. компактно проживают в Республике Адыгея (в составе Российской Федерации), занимающей площадь в 7800 км2 в центр, левобережье р. Кубани, между ее притоками Лабой и Афипсом. Две трети площади представляют собой холмистую равнину; одна треть занята предгорьем и горами.

Из-за неравномерной разреженности адыгейского населения и колониальной политики царского самодержавия после русско-кавказской войны кон-
фигурация территории получилась очень сложной и некомпактной.

Адыгейское население численностью 125,8 тыс. чел. (2002) проживает на этой площади локальными группами, в основном соответствующими племенной дифференциации 1-й пол. XIX в.

Из 15 племен Зап. Черкесии только бжедуги, те-миргоевцы и кабардинцы сохранились в каком-то заметном качестве в составе нескольких селений (бжедуги — в одном городе и 26 аулах). Остальные племена после депортации 1864—1867 гг. девяти десятых адыгейского населения в страны Востока представлены одним одноплеменным селением.

Внутри населенных пунктов А. Республики Адыгея располагаются, как правило, фамильными или родовыми группами, образуя локальные кварталы — хабли, кутки, зоны с соответствующими фольклорными обозначениями.

За пределами Адыгеи А. живут в Причерноморской Шапсугии Краснодарского кр. (Туапсинский и Лазаревский р-ны), в трех селениях Успенского р-на и в краевом центре 20 795 чел. Всего на территории России А. проживает 122 208 чел.

В дальнем зарубежье находится основная масса зап. А. В Турции — не менее трех млн, в Сирии — 60 000, в Иордании — 40 000 чел. Два селения — в Израиле, три — в Югославии; несколько селений — в Болгарии. В Германии в настоящее время находится 30 тыс адыгов. В США — 3000 чел.

Античный период в этнической истории Зап. Кавказа стал временем формирования абхаз.-адыг, этнокультурной общности.

Рассмотрение античных источников убеждает в том, что большую часть этой эпохи абхазо-адыгские племена Зап. Кавказа были обозначены под собирательным наименованием сарматов. «Азиатская Сарматия» Клавдия Птолемея в точности совпадает с этническими границами расселения абхазо-адыгских племен: от устья Танаиса (Дона) на севере до устья Коракса (Кодора) на юге. В пределах этой «Азиатской Сарматии» размещались Черкесия и Абазгия. Очевидно, что в ряде источников термин «сармат» покрывал собой не только абхаз.-адыг, племена, но и ряд других Кавказ, этносов, предков совр. ингушей, осетин, чеченцев.

Весь период античности на сев. периферии абхаз.-адыг. мира просуществовало так называемое Боспорское царство, полит, образование, вобравшее в себя греческие полисы и ряд местных кланов син-до-меотского происхождения.

Черкесское средневековье (VI—XV) сопряжено с генезисом двух основных этнополитических образований Зап. Кавказа: Зихии и Абазгии.

Монгольская экспансия XIII в. застала Черкесию в состоянии обычной для нее феодальной раздробленности. Наиболее масштабные монголо-черкесские столкновения происхордили в 1237 г. (Рашид аад-Дин). Черкесы сохранили свою независимость, о чем сообщали европейские послы в Орду (например, Гильом де Рубруквис в 1253 г.). В к. XIII в. черкесы заселяют большую часть разгромленной монголами Алании.Таким образом, именно в монгольскую эпоху Черкесия превратилась в самое крупное политическое образование Кавказа.

Период XIII — XV вв. в истории Черкесии сопряжен с интенсивными процессами этнического и культурного взаимодействия со странами Средиземноморья, Генуей и султанатом мамлюков.

В 1261 г., по условиям Нимфейского трактата, генуэзцы получили монопольное право на торговую деятельность в Черноморье. В XIII — XV вв., а точнее с 1266 по 1475 г., в Черкесии насчитывалось 39 торговых поселений генуэзцев. Некоторые представители черкесской элиты принимали католичество.

За все 209 лет генуэзско-черкесских взаимоотношений не произошло ни единого вооруженного конфликта, инициаторами которого были бы князья Зихии (Черкесии), консулы Каффы или власти Генуи. Подобное «миролюбие» было продиктовано огромной заинтересованностью обеих сторон в торговле. Генуэзцы органично заполнили ту соц. нишу Черкесии, которую всегда заполняли иностранцы.

Не менее значимы были связи с Каиром, которые определили одно из наиболее ярких явлений черкесского средневековья: это образование Черкесского государства в Египте и Сирии в 1257—1517 гг. С самого начала, т.е. с 1240-х годов, черкесы в египетской армии являлись наиболее устойчивой и обособленной нац. группой.

Последний черкесский султан Египта ал-Ашраф Туманбей II погиб в войне с османами в 1517 г. Черкесская община Египта продолжала пополняться за счет эмиграции и работорговли и сохраняла свои господствующие позиции в этой стране вплоть до 1882 г. когда Египет подвергся английской оккупации.

На протяжении XVI — XVIII вв. произошел ряд масштабных столкновений между татарами Крымского ханства и отдельными черкесскими кланами.

Столь часто упоминаемые крымско-черкесские войны носили не фронтальный, а набеговый характер.

Рассмотрение основных фактов крымско-черкесского взаимодействия опровергает часто высказываемый в лит. тезис о якобы имевшей место зависимости черкесов от Крыма в XVI — 1 -й пол. XVIII вв. Мысль о том, что в указанный период именно черкесы доминировали в азово-каспийском междумо-рье не выглядит как преувеличение. Это подтверждается и тем обстоятельством, что черкесы оказали Российской империи наиболее ожесточенное и продолжительное сопротивление в период с 1763 по 1864 гг. До столетней русско-черкесской войны ни одна другая из существовавших мировых империй не мог-
ла иметь значит, военного успеха на Сев.- Зап. Кавказе.

Массовая эмиграция черкесов (в источниках численность эмигрантов оценивалась от 500 тыс. до 2 750 тыс. чел. привела к образованию большого числа черкесских поселений в странах Османской империи: на Балканах, в Анатолии и Сирии. Черкесские эмигрантские общины пользовались большим влиянием при султанском режиме. Но в период с 1908 г. (младотурецкая революция) по 1922 г. (торжество кемалистов) черкесы утеряли свое привеле-гированное положение и превратились в обычных граждан турецкой республики.

После массового переселения 1859—1864 гг. на Зап. Кавказе, по данным екатеринодарского архива, оставалось от 47 до 53 тыс. черкесов, расселенных в Екатеринодарском и Майкопском отделах.

Как в прошлом, так и в настоящем А., в основном, земледельцы и скотоводы, но в советский период возобладало земледелие, хотя традиционная система переложно-залежного типа, основанная на яровом просе, заменена травопольем на озимой пшенице, которая не справляется с тяжелыми «литыми» кубанскими черноземами. В связи со скотоводством А. занимались войлочным, суконным, шорным и кожевенным ремеслом, но теперь возобладало огородничество и торгово-предпринимательская деятельность.

Общий принцип организации адыгских племен Зап. Черкесии был конфедеративным. Имелось общеадыгское хасэ — нар. совет, а на время войны избирался верховный главнокомандующий. В каждом племени тоже был племенной хасэ, которому номинально подчинялся «пщитхьамад» — князь старшина племени.

Ниже шли удельные князья и орки (дворяне), владевшие несколькими аулами.

Осн. массу населения составляли фокотли — свободные общинники, земледельцы и скотоводы.

Крепостные назывались пщитли (княжеский человек). До сер. XIX в. у А. существовало домашнее рабство. Рабы из пленников считались членами семьи.

В демократ, племенах (абадзехи, шапсуги и на-тухайцы) не было князей, и аристократы (орки) в правах мало превосходили свободных общинников. Указанные три самых крупных племени Зап. Черкесии, фактически были дворянско-демократическими республиками.

А. Зап. Черкесии (исторической Адыгеи) эпизодически создавали централизованные гос. образования, хотя большую часть многотысячелетней истории этноса находились в состоянии конфедерации племен. Такие попытки наблюдаются в III тыс. до н.э. на базе майкопской археологической культуры (Союз Майкопских племен); в античную эпоху (Синдское царство V—IV вв. до н.э. и Фатейское царство IV—I вв. до н.э., вхождение в Боспорское царство V—I вв. до н.э.); в раннем средневековье (Зихская федерация и вассальное от Хазарского каганата государство Инала — Касогия); в развитом средневековье (Касахия князя Идара); в позднем средневеквье (Черкесия Эльжеруко Коноко).

Последний раз в дороссийский период черкесы (адыге) попытались организоваться в республику (Великое национальное заседание) в 1830—1844 гг. с центром в Сочи.

В настоящее время Адыгея является авт. респ. Российской Федерации с президентским правлением и гл. законодат. органом — гос. советом «хасэ».

Основ, обществ, организациями в респ. являются: нар. совет «адыгэ хасэ»; Всемирная черкесская ассоциация (адыгейский сектор), Лига мира — ин-тернац. о-во, «Союз женщин Сев. Кавказа».

Единств, религиозным направлением в Республике Адыгея является ислам суннитского толка, объединяющий многочисленную диаснвру и А. Зап. Черкесии (Адыгеи и Краснодарского кр.).

Главной особенностью этнической культуры А.-черкесов является ее синкретизм, выражающийся в первую очередь в тесном взаимопереплетении различных элементов культуры между собой. К примеру, А. никогда не переходили от языческой религии к какой-либо мировой более чем на 40%.

Вторым признаком, который объясняется первым, является архаичность и консерватизм культуры и в силу этого многовариантность, многокомпа-нентность и потенциальная мобильность. Древние формы демократии уживаются с феодальными, социалистическими и даже с рабовладельческими и проявляются при соответствующей ист. ситуации.

Таким образом до наших дней дожил «адыгагьэ» — морально-этический кодекс, сформировавшийся еще в донеолетическое время и совершенствующейся в течение тысячелетий.

Яркими достижениями этнической культуры А.

считаются:

1. Адыгский эпос «Нарты», ядро которого сформировалось в VIII—VII вв. до н.э., всемирно известный по семитомнику «Нартхэр».

2. Верховая езда и коневодство, появившиеся в тот же период и развившиеся в лучшую черкесскую кавалерию в мире по признанию военспецов прошлого века.

3. Мегалитическая архитектура Кавказа, создателями которой были предки адыгов и абхазов эпохи бронзы.

4. Кавказская военизированная форма одежды — черкеска, удобная для войны, верховой езды и джигитовки, для танца и парада.

5. Знаменитые черкесские сады, зафиксированные восточными историками в XIII в., дожившие до 2-й пол. XX в. в пользовании русского населения.
6. Ювелирное и золотошвейное искусство, появившееся у А. еще в III тыс. до н.э. в недрах Майкопской культуры и пережившее два периода возрождения в античную эпоху (VI—II вв. до н.э.) в т.н. меотской культуры и в позднем средневековье (XIII—XVI вв.) в т.н. Белореченской культуре. В наши дни начался третий период возрождения этого искусства.

7. Зажигательные сложные танцы типа лезгинки, зафака, исламея, а также древнейшего массового кругового уджа, родившегося на солярных святилищах медно-каменного века. Танец на пуантах, легший в основу современного балета, зафиксирован в произведениях изобраз. искусства Зап. Черкесии в сер. III тыс. до н.э.

8. Древнейшее на Кавказе и в России письмо синкретического типа, в виде пиктографии, появившегося в Зап. Черкесии в эпоху мезолита (X—VII тыс. до н.э.), развитого до слабо-иероглифическо-пиктографического дукта и дожившего до позднего средневековья (XVI) в культовой функции. Памятником этого письма является известная Майкопская плита, хранящаяся в этнографическом музее Санкт-Петербурга.

Наследием и памятником этому письму служит тамговая система родовых и фамильных знаков, самая сложная, самая развитая и многочисленная на Кавказе.

У А., наряду с малыми семьями имели широкое распространение и большие. Обе формы семьи развивались параллельно, но в XIX — нач. XX вв. с разложением натурального хоз-ва малая семья сделалась господствующей. Из большой семьи выделилась малая семья в которой взаимоотношения, как и в большой, оставались патриархальными.

Малые семьи состояли из родителей и детей, но встречались семьи и трехпоколенные, когда с родителями жил не отделившийся взрослый сын с детьми. Иногда в состав семьи входили близкие ее главы: родственник мужа, неженатый брат, незамужняя или разведенная сестра и т.д. Обязанности между членами семьи были строго распределены.

У А. были двухкамерные дома. В таком доме располагались все члены семьи. Чтобы избежать контактов с членами семьи, в доме А. всегда было несколько выходов. Для каждого новобрачного сына пристраивалась комнатушка, и дом становился длинным (адыгэ уиэ п1ыхь). Такие дома не имели фундамента. Они строились из прутьев, затем обмазывались глиной. Крыша была четырехскатной или двухскатной. Она покрывалась соломой или же осокой.

Очаг у А. был священным местом, он никогда не гасился, т.к. это считалось дурным предзнаменованием. В золу загребались горячие угольки, и так он сохранялся.

А. всегда были очень гостеприимными. В какое бы время не приехал гость, он мог прямо войти в дом, который назывался хьак1эщ (кунацкая). Хоз. деятельность и климат, условия определяли особенности над. кухни. Пища А. богата и разнообразна. Втрадиц. пище преобладают мясо-молочные продукты, мучные изделия овощи и фрукты. Самым деликатесным мясом считалось птичье, в особенности индюшатина и курятина. Из мяса этих птиц готовили щипс — подливу с особыми специями, либ-же —• жареное мясо со специями. В большом количестве употребляли баранину и говядину. У А. было развито кузнечное и златокузнечное ремесло, золотое шитье, ткачество. Циновки с орнаментированными геометр, фигурами плелись женщинами из куги. Они применялись полифункционально, в том числе декорировали интерьер жилища.

Очень сильным тормозом в движении к возрождению является малое число А. в Республике Адыгея (22,2%) и сильная рассредоточенность этого остатка большого в прошлом народа.

В последние 10 лет все больше нарастает стремление как А. Республики Адыгея , так и диаспоры к возвращению на родину и к возрождению нации и культуры.

В случае возвращения основной массы или ее части легче было бы возродить утраченные традиц. формы общения человека с природой Кавказа и избежать назревающие экологические катастрофы.

Лит.: КоковДж.Н. Из адыгской (черкесской) ономастики. Нальчик , 1983. С. 274; Лавров Л.И. О происхождении народов Сев.-Зап. Кавказа // Сб. ст. по истории Кабарды. Вып. 3. Нальчик ; Мифы народов мира.Т. 1. М., 1994, С. 54—55; МасудиАбу-Эль-ХасанАли. Луга золота и рудники драгоценных камней // СМОМПК. Вып. 33, 85; Хагундоко М. Адыги (черкесы). Их происхождение, история, обычаи, традиции, миграция в Ордун (Иорданию) / Пер. с араб. Майкоп. 1984; Морган Де-Жак. Происхождение народов Кавказа (на фр. яз.) // Mission schintifigue au Caucase (Etudes archeologiques-historiques), Paris, 1889.Vol. II. P. 55.

И.Г. Ловпаче, C.X. Хотко, M.A. Джандар (Майкоп)
 
По теме
Адыги, черкесы, черкези, черказо, азыху, касаг, кашаг, шеркеш - один народ - Информационное агенстсво НатПресс АДЫГИ, черкесы, (самоназв. адыгэ), азыху (абхаз.), касаг (осет.), кашаг (сван.), черкези (груз.), черказо (чеч.), черкесли (балк.-карачаев.), шеркеш (ногайс.) — этническая общность, которая включает современных адыгейцев,
16.04.2018
 
 
ЧЕРКЕССКИЙ МИР АМЕРИКИ - Информационное агенстсво НатПресс Это была неожиданная, а поэтому особенно запоминающаяся встреча: в Аммане корреспондент газеты “Шапсугия” познакомился с уникальным человеком — основателем “Адыгэ Хасэ” в городе Нью-Джерси, писателем, драматургом,
14.07.2018
 
POKRISHKIN 1 - ДОСААФ России Региональное отделение ДОСАФ России Республики Адыгея поддержало инициативу Местного отделения ДОСААФ России Гиагинского района и руководителя историко-краеведческого музея СОШ № 4 А.Н.
14.07.2018
16 июля стартует молодёжный форум «Таврида» в Крыму - Информационное агенстсво НатПресс Участниками первой Народной смены «Вместе» станут 450 молодых деятелей культуры и искусства из числа вокалистов, рэп-исполнителей, музыкантов и хореографов-народников,
13.07.2018
 
Распорядок приема пищи у адыгов - Информационное агенстсво НатПресс Адыги соблюдали определенный порядок приема пищи в течение дня. В заметках путешественников встречается ошибочное мнение, будто адыги «ели, когда хотели».
13.07.2018
Стало доброй традицией оказание депутатами республиканского парламента спонсорской помощи творческим коллективам республики.
13.07.2018
Стражи порядка ищут Вячеслава Карымова Правоохранительными органами разыскивается Карымов Вячеслав Анатольевич, 1971 года рождения, уроженец города Набережные Челны Республики Татарстан.
16.07.2018 Аргументы и Факты
16 июля в читальном зале Национальной библиотеки Республики Адыгея будет открыта выставка, посвященная 125-летию со дня рождения В.В.
12.07.2018 Газета Майкопские новости
С 16 июля в Краснодарском крае начал действовать курортный сбор. Для гостей, прибывающих на отдых, сумма сбора составит 10 рублей в сутки.
17.07.2018 Газета Майкопские новости
В турнире участвовали 30 любительских команд Для школьников, отдыхающих на летних каникулах, городским комитетом по физической культуре и спорту был организован турнир по мини-футболу.
17.07.2018 Аргументы и Факты
Ограничения связаны с проведением ремонтных работ МВД по Адыгее информирует автовладельцев о том, что с 4 по 20 августа 2018 года движение транспорта через Яблоновский мост, соединяющий Адыгею и Краснодар, будет закрыто.
17.07.2018 Аргументы и Факты
Полузащитник сборной Перу перейдет в ряды черно-зеленых из «Сан-Паулу» ФК «Краснодар» в ближайшее время пополнит свои ряды 26-летним атакующим полузащитником сборной Перу Кристианом Куэвой.
16.07.2018 Аргументы и Факты
Фото с сайта zrkuban.ру - Go01.ru Яблоновский мост на две недели станет пешеходным.  - С 4 по 20 августа движение автомобилей по путепроводу между Краснодарским краем и Республикой Адыгея полностью закроют для ремонта дорожного полотна,
17.07.2018 Go01.ru
С 16 июля в Краснодарском крае начал действовать курортный сбор. Для гостей, прибывающих на отдых, сумма сбора составит 10 рублей в сутки.
17.07.2018 Газета Майкопские новости