За потрясением. Работник музея в Адыгее о силе интернета и японском этикете

Музей Востока в Адыгее.
Музейный мастер-класс.
Посетители экспозиции в Музее Востока.
За потрясением. Работник музея в Адыгее о силе интернета и японском этикете
За потрясением. Работник музея в Адыгее о силе интернета и японском этикете
Фото: images.aif.ru
В интервью ADIGEA.AIF.RU Фатима Сулейманова рассказала о новых проектах музея Востока в республике и о том, как заинтересовать молодежь экспозицией. Чтобы молодежь пришла в музей, он должен стать современным, быть неожиданным и интересным, считает работник одного из музеев Адыгеи Фатима Сулейманова

Справка Фатима Сулейманова родилась в 1967 году в Майкопе. В 1989 году окончила исторический факультет Адыгейского государственного пединститута. С 1990 года - научный сотрудник Северокавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока. С 2006 года - заведующая научно-исследовательским отделом музея. «Не понимаю тех, кто пытается молодых ткнуть носом, найти в них недостатки, требовать быть похожими на себя. Сегодняшние молодые - наше будущее. Так, может, правильнее было бы понять их, подстроиться под их ритм и вкладывать в них по максимуму и с любовью?»,  - считает заслуженный работник культуры.  

В интервью ADIGEA.AIF.RU Фатима Сулейманова рассказала о новых музейных проектах,   неравнодушном зрителе и о  том, что сегодня интересно молодежи.

Стремительная эпоха

Карина Карина Кадиева, ADIGEA.AIF.RU: 18 мая мир отмечает Международный день музеев. Вы согласны со словами директора музея им. Пушкина Ирины Антоновой, что «искусство не может умереть»?

Фатима Сулейманова: Конечно! Искусство не может умереть. Всегда будут петь - неважно, есть голос, нет голоса. Всегда будут танцевать и рисовать. А если начали рисовать, будут думать, что хотят сказать рисунком. Поэтому я верю, что искусство - это диалог с миром, которому нет конца.   Виртуальная бездна. Директор музея в Адыгее о прогрессе и «стране атеистов»

- Если говорить на языке Востока, сегодняшняя стратагема воспитания - «каждый сам за себя». Но вы говорите об уважении к людям. Не боитесь прослыть белой вороной? 

- Для меня уважение к людям - немаловажный фактор. Этому меня учили с детства. Я из семьи военного-подводника, но   летние каникулы всегда проводила в родном ауле Джерокай. Все три месяца меня окутывала любовью бабушка. Она воспитывала меня в духе адыгэ хабзе - рыцарского кодекса адыгов. Один из главных его постулатов - уважение к человеку. Бабушка сама следовала этому правилу и не раз говорила: «Живя среди людей, учись их уважать, прислушивайся к чужому мнению. Оно может уберечь от ошибки и стать добрым советом».

Но я ни в коей мере не хочу критиковать современную молодёжь. Мы все без исключения - то, что в нас вложили родители. А тема отцов и детей вечная. Но надо понимать, поменялось время, поменялось мироощущение. Я принимаю молодых такими, какие они есть. Смешно пытаться их изменить. Есть интересные ребята, умные, думающие и очень талантливые. Но им досталась стремительная эпоха. Они бегут, часто у них нет возможности остановиться и задуматься, проанализировать происходящее. Они живут одним днём, стараясь сделать его по возможности насыщенным. Вот тут и стоит прийти им на помощь. 

Музей Востока в Адыгее. Фото Надежды Гусевой Вслед за молодыми

- Разве музей может приостановить эту бегущую молодость и привести на свой порог?

- Может. С помощью талантливых выставок и встреч. Чтобы молодые пришли в музей, он должен стать современным: менять формы работы, быть интересным и неожиданным. Мы в работе нашего музея часто используем интернет. Не первый год в филиале проводятся виртуальные туры по Русскому музею, где самые выдающиеся учёные-искусствоведы читают лекции онлайн.

Недавно в музее открылась новая археологическая выставка, оснащённая онлайн-панелями, где можно получить информацию о каждом экспонате. 

Наша концепция строится на изучении традиций и современных тенденций искусства Востока и Северного Кавказа. Поэтому популярностью у посетителей музея пользуется, например, образовательная программа по китайскому чаю, где профессионалы объясняют и показывают правила китайской чайной церемонии, рассказывают о секретах знаменитых чаёв Поднебесной. Интерес вызвал и мастер-класс по японской каллиграфии.  

Музейный мастер-класс.  Фото Алексея Гусева

Но если культура Востока в головном музее представлена более чем полно, то многогранное искусство Северного Кавказа нужно ещё открывать и открывать. Благодаря директору нашего музея, почётному члену Российской академии художеств Нафисет Кушу, в Адыгее показаны лучшие проекты музея Востока и работы лучших художников России, многие из которых открывали в Адыгее свои персональные выставки.  

«Нет» не говорим

- Что должно оставаться в музее   незыблемым? 

- Посетитель и магия таланта. Почему в сильные морозы стояла очередь на выставки Сурикова и Айвазовского? Потому что, как бы красочно не выглядели в интернете фотографии картин, они не заменят чувств, которые испытываешь, глядя на подлинник в зале, - когда видишь, как двигалась рука художника, нанося мазок, когда чувствуешь запах холста и ощущаешь его неровность. Только в зале можно увидеть живое искусство, энергетику мастера, которая идёт от полотен, и этого не передаст даже самая высокочувствительная камера. 

- Ваше отношение к тому, что многие выставки в России закрываются?

- Категорически против. В японском этикете не принято говорить «нет». Прежде чем сказать «мне не нравится», нужно хотя бы попытаться понять. 

Посетители экспозиции в Музее Востока. Фото Алексея Гусева

Нормально, когда зрители не остаются равнодушными к экспозиции. Но если мы называем себя демократическим обществом, такие резкие выпады в сторону выставок делать не стоит. Тем более что печальный опыт есть - выставка советских художников-абстракционистов на Кузнецком мосту в 1962 году. Тоже говорили: оскорбляет чувства, такая мазня недопустима в нашей стране. А через несколько лет работы участников экспозиции вошли в список шедевров мирового искусства.

Несколько лет назад   я побывала в Санкт-Петербурге на выставке «Конец веселья» британцев Диноса и Джейка Чепменов. Сколько бы ни говорили о том, какая она скандальная и провокационная, я испытала настоящее потрясение. А искусство как раз и должно потрясать и волновать. Его главный судья - не человек, а время. Истинный талант остаётся на века.  

 
По теме
Ежегодно благотворительный фонд «ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ» (далее — «Фонд») проводит всероссийскую акцию «КРАСНАЯ ГВОЗДИКА» (далее — «Акция»),
28 марта 2024 года в Блечепсинской модельной библиотеке Кошехабльскоо района совместно с МБОУ «СОШ» № 5 для читателей состоялся краеведческий вечер-познание «Адыгский поэт и прозаик Киримизе Жанэ»,
18, 19, 20 апреля в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся показы спектаклей Белгородского государственного театра кукол.
28 марта 2024 года в 9:30 и 10:30 состоялся показ выездного кукольного спектакля «Бука - вредный заяц» по пьесе Михаила Супонина театра кукол «Золотой кувшин» Концертного объединения Республики Адыгея в детском саду №24
В апреле 2024 г. в Филармонии Концертного объединения Республики Адыгея в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся гастроли Белгородского государственного театра кукол.
В Адыгее возбуждено уголовное дело по факту убийства жительницы Тахтамукайского района - Следственный комитет Установлено, что 26 марта 2024 года в поселке Яблоновский Тахтамукайского района в квартире жилого дома обнаружено тело женщины с признаками насильственной смерти, предположительно наступившей в результате удушения.
Следственный комитет
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор