Музыка нас связала…

Существует традиция, которая родилась давно: представители одной семьи занимаются одним видом деятельности. Так создавались династии портных, пекарей, военных, строителей, механизаторов, артистов, учителей… Бывают династии не только профессиональные, но и спортивные, музыкальные...

Известная в Адыгее семейная династия Бурдеевых — Черкашиных берет свое начало от переселенцев — немцев, вынужденных оставить свою родину в результате раскола веры. Российская императрица Екатерина Вторая приютила беженцев и велела им заселять засушливые земли на юге России.

В одной из семей переселенцев, у Кристины и Франца Гауков, родились дочери — Эрна и Франциска. Их родители, не имеющие никакого музыкального образования, обладали красивыми голосами, пели в церковном хоре. Заметив музыкальные способности у дочерей, скопили денег и купили — большая редкость в то время! — пианино. Для обучения девочек музыке даже приглашались учителя. На Франциску возлагались надежды, что она станет пианисткой, так как у девочки был врожденный талант музыканта. Ей, по природе своей непоседе, не составляло никакого труда, даже не заглядывая в ноты, сходу, импровизируя, сыграть музыкальное произведение.

Но трагически погибает отец девочек, тяжело заболевает мать, и ни о каком музыкальном обучении больше речи не идет. Однако даже этого короткого периода Франциске хватило, чтобы навсегда полюбить музыку.

Повзрослевшую девочку часто просили музицировать на вечерах отдыха, на танцах в местном клубе. Как-то на одном из таких вечеров к ней, наигрывающей популярные в те годы мелодии, подошел военный музыкант Александр Бурдеев. И хотя девушка практически не говорила по-русски, молодые люди нашли общий язык — язык музыки.

Конечно же, они понравились друг другу, между ними возникла дружба, переросшая затем в любовь. Франциска и Александр сыграли свадьбу. В 1939 году у них родился сын Виталий. Когда грянула Великая Отечественная война, Александр ушел на фронт, а после возвращения увез семью к себе на родину — в город Рославль Смоленской области. Уже на Смоленщине родился сын Геннадий.

Александр и Франциска работали музыкантами, играли на танцах в клубе, в кинотеатрах — перед сеансами. Их старший сын Виталий учился в музыкальной школе, а все свободное время проводил с родителями. Вначале — за кулисами, а когда подрос, стал вместе с ними выступать на сцене. Мальчик аккомпанировал отцу, который не только играл на духовых инструментах, но еще и прекрасно пел — у него был роскошный бас. Часто выступали все вместе — дуэтом или трио.

Так музыка прочно вошла в жизнь Виталия. Казалось бы, сама судьба предопределила ему профессию музыканта. Но родители мальчика решили отдать его на учебу в железнодорожный техникум, на «мужскую», с их точки зрения, специальность. Юноша не перечил родителям и успешно окончил техникум. Будучи студентом, он организовал творческий музыкальный коллектив, с которым выступал на всех молодежных вечерах, на праздничных мероприятиях. Любовь к музыке все же победила, и Виталий после окончания техникума поступил в Смоленское музыкальное училище, которое окончил экстерном с красным дипломом по двум отделениям — духовому и дирижерско-хоровому. Затем была учеба в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (сейчас — Российская академия музыки). Виталий получил квалификацию композитора, музыковеда и преподавателя.

В это время в республиках Кавказа открывались музыкальные училища и наблюдалась острая нехватка в профессиональных педагогических кадрах. На работу приглашались выпускники именитых центральных вузов. Приглашение на работу в музыкальное училище Майкопа получил и Виталий Бурдеев.

В Майкопе он проработал преподавателем, завучем в музучилище, затем — руководителем симфонического оркестра. Студентам преподавал самый широкий круг дисциплин, которыми сам владел блестяще: гармония, полифония, инструментоведение, музыкальная литература.

Все, кому пришлось общаться с Виталием Бурдеевым-педагогом, вспоминают его самоотдачу, удивительную работоспособность, чуткость к ученикам. Он свободно с листа исполнял партии в оперных клавирах, мог воспроизвести любую мелодию по памяти. Надо ли говорить, что его ученики боготворили своего педагога с большой буквы.

Помимо педагогической деятельности Виталий Бурдеев всегда стремился к исполнительству. С самого детства он овладел игрой на фортепиано, аккордеоне, кларнете, других духовых инструментах. Уже живя в Адыгее,

он был очарован красотой адыгских национальных мелодий

и создал музыкальные произведения «Адыгейская свадебная», «Адыгейский марш», вальс «Юность Адыгеи» для симфонического оркестра, «Адыгейскую сюиту», «8 адыгейских мелодий» для фортепиано и многие другие сочинения. При этом он сумел уловить те неповторимые черты национальной музыки, которые и делают ее узнаваемой. Более того, Виталий Бурдеев умело синтезировал особенности музыкального языка адыгов с различными композиционными приемами, характерными для классических жанров музыки.

«Виталий Бурдеев любит и хорошо знает оркестр, в совершенстве владея многими инструментами. Слушая его виртуозную игру на рояле, его импровизации, восхищаешься поразительной легкостью исполнения, музыкальной памятью, остротой восприятия», — писал о своем коллеге-музыканте композитор Аслан Нехай в газете «Адыгейская правда» в мае 1978 года.

Виталий Бурдеев всегда мечтал руководить оркестром. И его мечте было суждено сбыться — с 1968 по 1978 год он возглавлял симфонический оркестр Адыгейского музыкального училища и — одновременно — любительский симфонический оркестр при Доме народного творчества. А с 1979 по 1985 год — духовой оркестр городского парка. Под его руководством оркестр в 1981 году стал лауреатом краевого смотра-конкурса «Лучший оркестр Кубани» и обладателем золотой фанфары. 

Еще будучи студентом Смоленского музыкального училища, Виталий Бурдеев встретил свою единственную любовь — студентку этого же учебного заведения Ольгу Чернявскую. Сирота войны, она выросла в Доме ребенка. Воспитатели заметили, что у девочки красивый голос и музыкальный слух, и посоветовали ей поступать в музучилище. После переезда в Майкоп она более 40 лет проработала преподавателем в майкопской школе искусств №1.

Какую иную профессию могла выбрать для себя их дочь Анна, когда в их квартире постоянно, днем и ночью, звучала музыка…

Из воспоминаний Анны Черкашиной (Бурдеевой):

«Отец в течение дня был необычайно занят по работе, и только ночами мог уединиться и сочинять музыку. Фортепиано стояло рядом с кроваткой, на которой я, еще маленькая девочка, спала. Я засыпала не как все дети — под рассказанные на ночь сказки, а под звуки прекрасной музыки… Днем за этим же инструментом музицировала мама, она училась заочно и готовилась к очередной сессии. А еще к нам часто приходили студенты, и шли дополнительные занятия по музыке. Так что мое детство прошло под аккомпанемент фортепиано».

Анна еще школьницей увлеклась биологией и мечтала именно этому посвятить свою жизнь. В общеобразовательной школе она училась только на отлично, была в числе лучших и в музыкальной школе. И как-то так само случилось, что, окончив восемь классов, она поступила в музыкальное училище и этим продолжила семейную династию музыкантов Бурдеевых.

Анна — третье поколение музыкантов-педагогов семьи Бурдеевых. Вот уже более 30 лет она преподает фортепиано в школе искусств №3 города Майкопа.

Эстафету поколений приняли дочери Анны — Ульяна и Полина. Ульяна на отлично окончила ДШИ №1 по классу фортепиано и аккордеона, неоднократно была лауреатом республиканских конкурсов. Училась в Адыгейском колледже искусств, затем — в Краснодарском университете искусств по классу аккордеона. Дважды лауреат всероссийских конкурсов, сочиняет музыку. В настоящее время работает преподавателем-концертмейстером в Краснодаре. В память о своем знаменитом дедушке Ульяна взяла фамилию Бурдеева.

Полина тоже связала свою судьбу с искусством. Как и старшая сестра, на отлично окончила музыкальную школу, затем — Адыгейский колледж искусств. В настоящее время учится в Краснодарском университете искусств на театральном отделении.

Но это еще не все. В роду у Бурдеевых — Черкашиных присутствует еще один талант — человеколюбия. Анна является приемной мамой для семи детей-сирот. Приемные дети Анна, Ангелина, Ванесса, Наталья, Гуля, Оля и Тася тоже учатся музыке. 

Меняются поколения, но одно неизменно — звуки музыки. Она всегда звучит в их доме. Музыка, которая связала воедино разные судьбы.

Валерия Ломешина.

На снимках (из семейного архива): Виталий Бурдеев, Анна Черкашина с дочерьми.

Кстати

С 2009 года в соответствии с Поручениями Правительства РФ проводится Международный фестиваль семейных династий «Вера. Надежда. Любовь». 

Миссия фестиваля — возрождение и укрепление семейных ценностей и связи поколений. Он показывает возможности молодой семьи и большой семейной династии в творчестве, экономике, спорте, знакомит с историей рода семьи и Родины, дает семьям вдохновение и импульс к сотворчеству семейной жизни. Фестиваль объединяет специальные мероприятия для матерей и отцов России, молодой семьи и благотворительные акции для детей-сирот, детей с ограниченными физическими возможностями и детей из многодетных семей.

VIII Международный фестиваль семейных династий пройдет в декабре этого года в городе Суздале Владимирской области при поддержке Министерства культуры России, Комитета по образованию ГД РФ, Социальной платформы «Единой России», Министерства образования и науки России, МЧС России, МВД России, Министерства обороны России. 

Президент фестиваля – Борис Грачевский, заслуженный деятель искусств России. Председатель жюри фестиваля – Екатерина Стриженова, артистка театра и кино, телеведущая.

 
По теме
Ежегодно благотворительный фонд «ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ» (далее — «Фонд») проводит всероссийскую акцию «КРАСНАЯ ГВОЗДИКА» (далее — «Акция»),
28 марта 2024 года в Блечепсинской модельной библиотеке Кошехабльскоо района совместно с МБОУ «СОШ» № 5 для читателей состоялся краеведческий вечер-познание «Адыгский поэт и прозаик Киримизе Жанэ»,
18, 19, 20 апреля в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся показы спектаклей Белгородского государственного театра кукол.
28 марта 2024 года в 9:30 и 10:30 состоялся показ выездного кукольного спектакля «Бука - вредный заяц» по пьесе Михаила Супонина театра кукол «Золотой кувшин» Концертного объединения Республики Адыгея в детском саду №24
В апреле 2024 г. в Филармонии Концертного объединения Республики Адыгея в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся гастроли Белгородского государственного театра кукол.
5 апреля 2024 г. в 18:00 в Большом зале Филармонии Концертного объединения Республики Адыгея пройдет мюзикл для детей «Сказка о времени» Камерного музыкального театра Республики Адыгея им.
Яркая, талантливая, настоящая! Других слов по отношению к Аминат Казбековне, этой замечательной исполнительнице, прекрасной женщине, магниту, своим добродушием и положительной энергетикой притягивающему к себе людей, не найдется.
Они трудятся, когда другие отдыхают, они щедро делятся богатством своей души и дарят радость прикосновения к прекрасному.
В Адыгее возбуждено уголовное дело по факту убийства жительницы Тахтамукайского района - Следственный комитет Установлено, что 26 марта 2024 года в поселке Яблоновский Тахтамукайского района в квартире жилого дома обнаружено тело женщины с признаками насильственной смерти, предположительно наступившей в результате удушения.
Следственный комитет
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор