Орехи служили материалом для приготовления ряда специфических предметов

Фото: www.natpress.net

Орехи служили материалом для приготовления ряда специфических предметов. Для скачек, которые в процессе свадебных торжеств проходили неоднократно, у кабардинцев изготавливались ореховая рубашка («де джанэ»), ореховая шапка («дэ пыIэ»), ореховые путы («дэ лъахъэ»), ореховая палка («дэ баш»), ореховая плеть (дэ щIопщ»). Победители получали призы в определенной очередности, начиная с захватившего первенство: шапку, рубашку, путы, плеть, палку.5 Состязание за шапку, «сплетенную из тоненьких прутьев и обвешанную орехами», было главным моментом скачек и вызывало «особенный восторг».6 Шапку использовали в ритуале посещения жениха в промежуточном доме во время обряда «скрывания жениха», когда ее подвешивали в дверном проеме так, что ее нельзя было не коснуться любому входящему, что было причиной штрафа, но и отчасти выглядело как его унижение.7

Относительно западных адыгов (адыгейцев) главными предметами, сделанными из орехов, называют ореховый кнут («дэжъые къамыщ»), ореховый флаг («дэжъые быракъ»).8 Ореховые предметы для свадебных скачек у всех адыг-ских этнографических групп готовили родственники жениха.

По описанию свадьбы у черноморских шапсугов в 1930-х гг. всадники требовали от устроителя свадьбы флажки, изготовленные из фундука. «Получив в конце концов требуемое, всадники, отъехав в сторону, устраивали невдалеке состязания, нечто вроде эстафеты, где призами служат эти предметы».9 Вряд ли после состязания ореховые флажки сохранялись, надо полагать, что их делали не в единственном числе. На финальных скачках (после совершения обряда «примирения жениха с родными»), когда состязания шли за предметы, уже имевшие не символическую, а реальную ценность, флажки использовались для подачи сигналов.10

Состязание в борьбе за ореховый флаг («быракъзэтех»), сделанный из зеленых орехов-фундука, имело в том числе и смысл присвоения-создания изобилия. Целью состязания было принести флаг в место, определенное судьями, и победителем считался тот, кто выполнял задание, соперничая с другими всадниками.11

Скачки проводились в погоне не только за ореховым знаменем, гораздо чаще знамя (флажок) было сделано из куска красного ситца. По сведениям Дж. Лонгворта (1839), призом в состязании, согласно правилам, должен был быть предмет девичьего рукоделия, но по необходимости изящное изделие заменялось тряпичным флагом. Тот, кто оказывался обладателем ткани, считался победителем и хранил ее.12 Известно, что «борьба продолжается до тех пор, пока от знамени не оставалось ни клочка, и схвативший его видит, что в его руках находится только древко».13 Предназначенный для разрывания тряпичный флажок, очевидно, следует отличать от того знамени, под которым двигались процессии с невестой или с партией жениха.14 За этот флаг тоже шло состязание, но несущие флаг должны были обязательно его сохранить. Можно усмотреть уподобление флага из ткани и орехового жезла-знамени: тряпичное знамя разрывается на лоскуты, ореховое изначально уже состоит из множества элементов.

Отметим свойства орехов, входящих в образованные ими комплексы. Во-первых, они являются частью предметов, использовавшихся в обрядово-праздничной деятельности. Во время праздников все эти предметы разрушались, ореховые композиции не предназначались для длительного существования или долгого хранения. Во-вторых, из орехов изготовлялись такие симулякры, как шапочка, рубашка, плеть, т. е. налицо имитативная функция предметов, собранных из орехов. И, в-третьих, каждый отдельный орешек представляет собой идеальный исходный элемент для сборки сложных композиций. Несомненно, условием легкого получения исходного материала было обилие дикорастущей лещины в местных лесах и фундука в садах. Но при изобилии орехов обращает на себя внимание тот факт, что в период расцвета торговли Черкесии в XVIII в. в страну ввозилось «много грецких и лещинных орехов».15 Ввоз грецких орехов оправдан поздней культивацией этого растения в адыгских районах, но ввоз лещины мог быть оправдан только большой в ней потребностью.

Ореховая палка «дэ баш» (по-кабардински) или «дэжъые бэщ» (по-адыгейски) именовалась еще «хьатыекIо бэщ» - палка хатияко, распорядителя торжеств, на свадьбе его распознавали по этому предмету. В данном случае присутствие орехов - функциональный определитель свадебной ореховой палки. Сама же палка представляет собой жезл, как «къоджэ бэщ» (адыгейск. - сельская палка), атрибут старосты, и указывает на необходимость исполнения его указаний; палка «удж бэщ» - жезл распорядителя танца, почетного старика, к тому же и гостя, «посланника бога», палка «шъхьагъырыт бэщ» - посох организатора застолья, или палка, обозначавшая лиц, назначенных в помощь суду.

БЫТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ КАК ИСТОЧНИК ВОССТАНОВЛЕНИЯ АРХАИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ СЧЕТА ВРЕМЕНИ
В.А. Дмитриев.
 
По теме
Адыги и  Византия. Христианство у адыгов - Информационное агенстсво НатПресс В первые века нашей эры связи с греко-римским миром у автохтонного населения С-З Кавказа сохраняются, но с VI в. усиливается политическая и культурная ориентация адыгов и абхазов на Византийскую империю,
14.08.2018
Настоящий подарок ожидает майкопских театралов в конце августа: в рамках гастролей свой спектакль представят артисты Астраханского драматического театра.
14.08.2018
Мероприятия запланированы ко Дню республики. Напомним, что уже начата подготовка к проведению ещё одной важной даты - 100-летию автономии региона… Адыгея будет представлена на ряде мероприятий в Москве.
14.08.2018
 
Праздничная и ритуальная одежда у горских народов: черкесы - Информационное агенстсво НатПресс Семиотика адыгского костюма. Праздничная одежда использовалась и при различных молениях, сопровождавших все наиболее значительные события жизни адыгского социума, и при прочих церемониях как языческо-христианского,
14.08.2018
Найден 100-процентный двойник Юрия Шатунова - Информационное агенстсво НатПресс Разин представил молодого человека, который сыграет роль Юрия Шатунова. Напомним, что в следующем году стартуют съемки нового фильма о знаменитой группе советских времен: " Ласковый май - продолжение".
13.08.2018
Житель Перми нашёл на трассе маленького мальчика - Информационное агенстсво НатПресс Дети отличаются повышенной активностью и тягой к различным приключениям. Именно поэтому очень важно следить за ребёнком в течение дня, ведь известно много случаев, когда маленькие жители городов убегали из детских садиков,
14.08.2018 Информационное агенстсво НатПресс
Михаил Басс, звезда передачи «Что, где, когда», скончался от рака - Информационное агенстсво НатПресс Несколько дней назад, 12 августа, многочисленные фанаты интеллектуальной передачи, раскрывающей войну между знатоками и зрителями, были шокированы из-за новости о трагической кончине Михаила Басса.
14.08.2018 Информационное агенстсво НатПресс
Укусы клещами зарегистрированы во всех административных территориях республики С 15 марта 2018 года Управлением Роспотребнадзора по Адыгее организован еженедельный мониторинг за клещевым вирусным энцефалитом (КВЭ) и д
14.08.2018 Аргументы и Факты
Самое крупное загорание сухой растительности произошло в хуторе Дукмасов За выходные в Адыгее зафиксировали более 20 случаев загорания сухой травы «За выходные дни, 11-12 августа,
13.08.2018 Аргументы и Факты
Праздничная и ритуальная одежда у горских народов: черкесы - Информационное агенстсво НатПресс Семиотика адыгского костюма. Праздничная одежда использовалась и при различных молениях, сопровождавших все наиболее значительные события жизни адыгского социума, и при прочих церемониях как языческо-христианского,
14.08.2018 Информационное агенстсво НатПресс
Адыги и  Византия. Христианство у адыгов - Информационное агенстсво НатПресс В первые века нашей эры связи с греко-римским миром у автохтонного населения С-З Кавказа сохраняются, но с VI в. усиливается политическая и культурная ориентация адыгов и абхазов на Византийскую империю,
14.08.2018 Информационное агенстсво НатПресс
Настоящий подарок ожидает майкопских театралов в конце августа: в рамках гастролей свой спектакль представят артисты Астраханского драматического театра.
14.08.2018 Газета Майкопские новости
В отделе технической и экономической литературы Национальной библиотеки Республики Адыгея оформлена книжная выставка «Рукотворные чудеса», приуроченная к Дню строителя.
10.08.2018 Газета Майкопские новости
На всечеркесский вечер нацио­нального танца «Адыгэ джэгу», который прошел в минувший вторник в городском парке столицы Адыгеи, собрались адыги-черкесы из многих регионов Юга России и зарубежья.
09.08.2018 Газета Майкопские новости
После ремонта дорожного покрытия вчера во второй половине дня открылось движение по Яблоновскому мосту, соединяющему Адыгею и Краснодар.
14.08.2018 Газета Майкопские новости
Отделение водных видов спорта начало открылось 1 августа на базе спортивной школы олимпийского резерва №2 имени В.Максимова в столице Адыгеи, сообщил «СА» председатель городского спорткомитета Дмитрий Щербанев.
13.08.2018 Советская Адыгея
После ремонта дорожного покрытия вчера во второй половине дня открылось движение по Яблоновскому мосту, соединяющему Адыгею и Краснодар.
14.08.2018 Газета Майкопские новости