Пасха в годы войны

Из истории нашей страны мы знаем, что советские, особенно предвоенные годы были богоборческими. Велась атеистическая пропаганда, закрывались православные храмы, репрессировались священники. Но в годы Великой Отечественной войны оккупанты, пытаясь расположить к себе население захваченных территорий, разрешили деятельность религиозных организаций.
Если к лету 1942 г. число православных приходов на территории Краснодарского края, в том числе и ААО составляло всего лишь 7 (из них 4 обновленческих и 3 тихоновских), то в период оккупации открылись 229 храмов, в том числе и Свято-Троицкая и Свято-Воскресенская церкви в Майкопе. Нужно отметить, что гитлеровцы, открывая вновь православные храмы, полностью их контролировали, опасаясь, что они могут стать центрами антинацистской пропаганды. Да и «свобода вероисповедания» была условностью: во многих станицах Кубани немцы использовали православные храмы под конюшни, склады оружия, солдатские клубы, казармы, тюрьмы.  Но с началом войны и к советскому руководству пришло понимание, что церковь может сыграть большую роль в поддержании патриотического духа народа. 4 сентября 1943 года поздно вечером в Кремле Иосиф Сталин (сам в прошлом студент православной семинарии) принял группу иерархов Московской патриархии во главе с митрополитом Сергием. И уже 8 сентября 1943 г. 19 иерархов (некоторые из них были недавно освобождены из мест заключения) избрали нового патриарха. Им стал митрополит Сергий (Страгородский).
Изменившееся отношение советской власти почувствовали и верующие Майкопа. Так, накануне первой после освобождения города Пасхи, которая пришлась на 25 апреля 1943 года, начальник Майкопского гарнизона Жданов и комендант города Липский издали приказ по гарнизону за №16-л, в котором говорилось:  «1. Разрешить в ночь с 24 на 25 апреля 1943 г. беспрепятственное хождение по г. Майкопу и прилегающим к нему населенным пунктам. 2. В церквях и домах во время отправления церковной службы обеспечить тщательную светомаскировку. 3. Коменданту города и начальнику милиции обеспечить полный порядок в городе». Таким образом, в условиях войны, впервые за многие десятилетия богоборчества горожане получили возможность не только открыто отпраздновать Светлое Христово Воскресение, но и поздравлять с праздником родных и близких. О чем молились в пасхальную ночь майкопчане 75 лет назад? Конечно же, о Победе. Жизни над смертью, которую тогда зримо олицетворял германский нацизм.

ДУМ РА и КК выражает соболезнования родственникам погибших в результате теракта в Москве - Дум РА и КК Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края выражает искренние соболезнования родственникам погибших в результате теракта в «Крокус Сити Холле» в Москве.
Дум РА и КК
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор