Под покровом любви и веры

Вчера православные верующие отмечали большой светлый праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Праздник Покрова пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. Кроме того, по традиции этот праздник является главным для кубанских казаков и их предков — казаков запорожских. Сегодня в Майкопе пройдут праздничный крестный ход и торжественный сбор казаков Майкопского отдела,  приуроченные ко Дню кубанского казачества и 320-летию образования Кубанского казачьего войска.

Чудо во Влахернах
Откуда же корни такого почитания праздника Покрова Богородицы? Он  был установлен в православной церкви в память о чуде во Влахернском храме Константинополя, где хранились риза Пресвятой Богородицы, головной покров и пояс. В 910 г. при императоре Льве Мудром и царице Феофании, когда перед угрозой сарацинского (по некоторым источникам славянского) завоевания народ стекся во Влахернскую церковь.
— Во время богослужения блаженному Андрею Славянину и его ученику Епифанию было видение заступничества Богородицы, после которого нашествие иноплеменников прекратилось. Рассказ Андрея и Епифания о чудесном видении Богоматери приняли во всей Византии. К нему отнеслись с доверием, тем более что Епифаний принадлежал к знатному роду и входил в императорское окружение. Впоследствии ревностный христианин и горячий проповедник стал византийским патриархом, — рассказывает секретарь епархиального управления протоиерей Александр Афонин. На Руси же поводом ко всеобщему установлению празднования Покрова послужило успешное сражение с Волжской Булгарией Андрея Боголюбского в 1164 г. Именно на праздник тогда еще местночтимого греческого Покрова.
От «Азовского сидения»
Культ праздника Покрова Пресвятой Богородицы у казаков связан с так называемым «Азовским сидением» — обороной крепости Азов на Дону казаками в XVII в. В 1637 г. казаки взяли штурмом эту хорошо укрепленную крепость и выгнали из города турок. Пять лет Азов был главным казачьим станом, пять лет казаки ждали помощи от Москвы, но так и не дождались. Чтобы взять реванш за поражение, турки привели под стены Азова 240 тысяч своих воинов. Им противостояло всего 6 тысяч казаков, включая 800 их жен и дочерей. Осада длилась несколько месяцев и получила историческое название «Азовское сидение». Когда у казаков не осталось никаких надежд на спасение, они причастились, попрощались друг с другом и пошли на последнюю вылазку из крепости, чтобы победить или достойно умереть. Каково было их удивление, когда они обнаружили, что турки сняли осаду и покинули предместья Азова. Это чудо казаки приписывают явлению Пресвятой Богородицы, которая покрыла своим платом–покровом весь город и скрыла его от неверных. Как видим, этот сюжет, практически прямая калька с истории возникновения самого праздника Покрова.
После явления Покрова Богородицы во время «Азовского сидения» культ праздника быстро распространился среди донских и запорожских казаков, а  в Запорожской Сечи он стал основным праздником, равным по популярности Пасхе и Рождеству Христову. По традиции даже главный православный храм Запорожской Сечи посвящался этому празднику. Поэтому и первый храм, который запорожцы возвели в Тамани в 1794 году после переселения на Кубань, был также посвящен празднику Покрова.
Праздник Покрова нашел большое отражение в топонимике России, Украины, Белоруссии, в том числе и в названиях храмов, от которых часто возникали названия населенных пунктов. Он нашел свое отражение и во внутренней топонимике населенных пунктов (урбанонимах). Так, например, в Краснодаре и Майкопе сохранились названия исторических микрорайонов — Покровка, связанных с храмами в честь праздника. Покровские «края» или «концы» существовали во многих станицах, селах и хуторах Кубани.
До революции 1917 года в честь праздника Покрова был освящен 81 храм, или более 16% от их общего числа. В тогдашнем Майкопском отделе большинство храмов были также посвящены празднику Покрова Богородицы.
История майкопской Покровки
Сейчас в Майкопско-Адыгейской епархии шесть Покровских церквей — в Абадзехской, Ханской, Келермесской, Сергиевском, Белом и Натырбово.
Был Покровский храм и в Майкопе. От него получил название  целый исторический микрорайон города.  Покровка — район, осевой частью которого стала улица Прямая, в прошлом Белореченская (она и в самом деле некогда начиналась от реки Белой в Шовгеновском городке). Свято-Покровский храм располагался на месте нынешней школы №9, занимая целый квартал. Границы Покровки были размытыми, но, приблизительно, это кварталы города между Пушкина, Курганной, Кубанской и Восточной.
Документы о строительстве Покровской церкви в архивах не сохранились, но известно, что оно началось 25 апреля 1881 г. и окончилось в 1883 г. стараниями прихожан.  Освящена Покровская церковь была 21 мая (4 июня) 1883 года. Здание храма было деревянным, на каменном фундаменте, с такой же колокольней. Церковь была покрыта железом, внутри и снаружи окрашена масляной краской. Вокруг храма на пожертвования жителей района была устроена дубовая ограда.
Кто был первым священником Покровского храма, неизвестно,  а вот с 1891 по 1894 год настоятелем значился священник Александр Семенович Миролюбов. Он еще в 1859 году окончил Тульскую духовную семинарию, затем поступил в Киевскую духовную академию, но через два года уволился из нее по болезни. В 1863 году был рукоположен в полковые священники Кавказской армии, а затем переведен настоятелем Николаевской церкви станицы Кавказской. В марте 1880 г. за пожертвования в пользу общества попечения о раненых и больных воинах награжден Почетным знаком Красного Креста. В 1883 г. утвержден в должности духовника 4-го благочиннического округа Ставропольско-Кубанской епархии. С 1885 по 1891 годы служил священником  Александро-Невского войскового казачьего собора Майкопа (находился на месте современного тубдиспансера).
Его сменил в 1894 году протоиерей Федор Иванович Курдюмов. Он прослужил настоятелем Покровского храма вплоть до 1920 года, когда церковь была закрыта. Во многом благодаря ему в октябре 1895 года при храме открылась церковно-приходская школа, в которой обучалось 39 мальчиков. Церкви принадлежала деревянная сторожка (три комнаты с прихожей), здание церковно-приходской школы было кирпичным. В отличие от самой церкви это здание уцелело и сегодня высится на углу Пионерской и Прямой. В здании приходской школы долгое время размещались школьные мастерские.
До 1914 года вместе с отцом Федором в Покровской церкви служил второй священник Михаил Михайлович Ржаксинский, затем его сменил иерей Вениамин Молчанов. Последний помимо службы в храме преподавал Закон Божий в училище Эллинского благотворительного общества. Сам протоиерей Федор Курдюмов с 1897 года был преподавателем Закона Божьего  в 1-м смешанном городском начальном училище.
Около середины 10-х годов прошлого века церковно-приходская школа при Покровской церкви была преобразована во 2-е приходское женское училище. В 1916 году им заведовала Мария Федоровна Федорова, учителями работали Фотинья Григорьевна Антипина, Серафима Михайловна Титова и Ольга Спиридоновна Сокиркина.
Покровский храм был разобран в тридцатых годах прошлого века. По воспоминаниям старожилов Покровки, рядом с храмом находилось небольшое церковное кладбище.
Покровский район быстро развивался: к 1917  году были застроены улицы Тульская, Андреевская (Заводская), Магазинная (Подгорная), а окраиной города стала улица Восточная. Здесь селилась не беднота, а как сказали бы сейчас, средний класс. Поэтому и сегодня на Покровке сохранилось много кирпичных домов архитектуры начала прошлого века — с парадными входами, украшенными кованными крылечками. С середины прошлого века Покровка стала типичным районом частной жилой застройки Майкопа. Кстати, здесь много так называемых «жактовских» домов, построенных до революции. В двадцатых годах прошлого века их преобразовали в жилищно-арендные кооперативные товарищества (жакт). В домах купцов и зажиточных ремесленников по сути появились коммунальные квартиры. Такая форма собственности жилья получила развитие прежде всего на Юге России.
Покров, натопи
без дров
Культ Покрова Пресвятой Богородицы получил и другое, народное измерение. С ним связаны многочисленные обряды и приметы. Так как на праздник Покрова в основном заканчивались сельскохозяйственные работы, а после него начинался сезон свадеб. По народной традиции в этот день отмечалась встреча осени с зимой. Само название праздника  народная этимология связывает с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов. При этом праздник Покрова сохранял свой «мужской, воинский» характер, в отличие от «женских» праздников Благовещения, Введения или Успения Богородицы.
На Покров просили избавления люди, страдающие от тоски, печали, плохого настроения, депрессии. В этот день девушки шли в церковь и ставили свечу возле иконы Богородицы. Существовало поверье, что та девушка, которая раньше поставит свечу, раньше выйдет замуж. С Покрова Пресвятой Богородицы начинали подготавливать к зиме свои жилища.
В этот день, чтобы в доме всю зиму было тепло, было принято топить печи яблоневыми поленьями, приговаривая заговор: «Покров, натопи избу без дров!». Позже, когда печи в домах заменило центральное отопление, обряд изменился: нужно зажечь свечу и на ее пламени сжечь три сухих яблоневых листочка. К Покрову в избе мыли, чистили, убирали, наводя порядок. Готовились угощения из плодов нового урожая, варили мед, брагу. Покров — последний день сбора плодов и грибов — груздей и рыжиков.
А еще с этим праздником было связано много народных примет о будущей зиме. Например, считается, что если на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодной, если с юга — то теплой. По приметам также, какова погода на Покров, такой быть и зиме.
Александр ДАНИЛЬЧЕНКО.

 
По теме
По благословению правящего Архиерея Владыки Тихона, осужденных, отбывающих наказание в  колонии-поселении № 6 г. Майкопа, посетил православный священник иеромонах Даниил (Чадаев),
По благословению Архиепископа Тихона сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции по г. Майкопу организована встреча с руководителем отдела миссионерского служения священником Сергием Малышевым для осужденных к наказаниям,
По благословению Архиепископа Тихона начиная с 7 января 2024 года священники Майкопской и Адыгейской епархии Русской православной церкви проводили праздничные богослужения в церквях и беседы в молельных комнатах,
ДУМ РА и КК выражает соболезнования родственникам погибших в результате теракта в Москве - Дум РА и КК Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края выражает искренние соболезнования родственникам погибших в результате теракта в «Крокус Сити Холле» в Москве.
Дум РА и КК
В Адыгее возбуждено уголовное дело по факту убийства жительницы Тахтамукайского района - Следственный комитет Установлено, что 26 марта 2024 года в поселке Яблоновский Тахтамукайского района в квартире жилого дома обнаружено тело женщины с признаками насильственной смерти, предположительно наступившей в результате удушения.
Следственный комитет
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор