"Лицо" в контексте представлений о моральной идентичности

Фото: www.natpress.net



"У многих - практически у всех - народов мира лицо служит общим выражением моральной идентичности, вовлекается в процесс личностной и публичной самопрезентации (Goffman 1955; Thelin 1986). К примеру, у англичан, так же точно как у адыгов действовать, не считаясь с лицом, - значит грубо нарушить правила морали, бросить вызов обществу. Каждый англичанин, по словам М. Аргайла, ведет себя в соответствии с представлениями о лице и стремится внушить эти представления окружающим.
В адыгской культурной традиции практикуется разделение моральной идентичности на интраидентичность - "мое лицо" (си напэ) и интеридентичность - "наше лицо" (ди напэ), т. е. "лицо" референтной группы или общности.
Интраиндентичность фиксирует индивидуальный аспект образа Я, она связана в первую очередь с самоконтролем, с внутренним взглядом на себя, на свое место и предназначение. Это наиболее полное выражение совести, ее, так сказать, визуализация и материализация. В практическом сознании лицо выполняет роль "датчика", фиксирующего нравственные параметры и ориентиры собственных поступков, действий, образа жизни в целом. "Зашкаливание" датчика - сигнал тревоги, несовместимости того или иного действия с лицом, с совестью. Отсюда упоминавшиеся ранее сентенции типа: Си нэгу схуигъахуэркъым - "В мое лицо не могу вместить". Они указывают на факт или реальную опасность разрушения индивидуально своеобразных и хорошо устоявшихся нравственных опор личности - личностной моральной идентичности или личностного морального кода.
Таким образом, совесть - это основа самоидентификации. Э. Фромм не зря определял ее как голос, зовущий человека к самому себе, говорящий, что он должен делать, чтобы стать самим собой. Другое дело, каковы конкретные параметры личностного кода и соответственно каковы действия, которые, по мнению индивида, может или не может "вместить" его лицо. Двойные стандарты в отношениях с людьми могут восприниматься одним человеком как совершенно неприемлемые, а другим - как естественные, не нарушающие его моральной определенности и идентичности...
...Идентичность, как правильно отмечает Е. Воровски, по сути своей диахронична, хотя логически может рассматриваться и как точка во времени (Borowski 1976). Кстати, и в синхронии возможна определенная динамика или сукцессивность, когда, к примеру, различается моральная идентичность в области политики и в сфере отношений с близкими друзьями.
Однако не может быть и речи о вполне свободной идентичности, размывающей границы Я - концепции. Стабилизирующим, сдерживающим фактором выступает наряду с совестью стыд. В системе адыгской этики это прежде всего социальное чувство, являющееся отражением коллективного мнения - социального морального кода. Поэтому адыгская духовно-нравственная культура тяготеет к коллективистским культурам, базирующимся на Мы-идентичности. Япония и Китай - типичные примеры господства или преобладания такой культуры. Можно добавить к этому, что, так же как у многих других народов Востока, у адыгов моральная идентичность имеет высокую степень корреляции с этнической идентичностью. Иными словами, моральное Я личности ассоциируется во многом с ее этническим Я, то есть с "лицом", честью и совестью нации - адыгэ напэ.
Все это свидетельствует лишний раз о том, что "лицо" является социальным механизмом, обеспечивающим внутреннее соответствие и гармонию представлений личности о себе, о своих связях и отношениях с внешним миром."

"Адыгская этика"
Бгажноков Б. Х.
 
По теме
В РА состоится выставка одного экспоната «Канжальская битва. Мухадин Кишев» - Аргументы и Факты Картина «Канжальская битва» написана Мухадином Кишевым в 2008 году 19 сентября 2018 года в 15.00 в Северокавказском филиале Государственного музея Востока состоится открытие  выставки одного экспоната «Канжальская битва.
18.09.2018
Нартский эпос созданный адыгами, является мировым достоянием - Информационное агенстсво НатПресс Адыгский героический нартский эпос, являющийся уникальным явлением мировой культуры, вобрал в себя богатейший опыт материальной и духовной жизни народа, его устоявшийся нравственно-этический кодекс,
18.09.2018
 
В результате ДТП пострадали два человека За прошедшие выходные, 15-16 сентября,  пожарные-спасатели МЧС России реагировали на два ДТП в Майкопе, и Теучежском районе.
17.09.2018 Аргументы и Факты
Мужчину лишили прав на три года Мировой судья судебного участка № 2 Кошехабльского района  вынес приговор по уголовному делу в отношении местного жителя.
17.09.2018 Аргументы и Факты
По традиции празднования Дня Майкопа не прошло без мероприятий спортивной направленности.
18.09.2018 Газета Майкопские новости
По традиции центральным событием празднования Дня города стала церемония награждения лауреатов премии имени братьев В.Ф.
18.09.2018 Газета Майкопские новости
Завтра Камерный музыкальный театр им. А.А. Ханаху откроет юбилейный сезон.
18.09.2018 Газета Майкопские новости
«Дружба» - «Академия футбола им. В. Понедельника» - 2:1 (0:1) В рамках 8 тура Олимп-первенства России ПФЛ зоны «ЮГ» майкопская «Дружба» на своем поле принимала «Академию футбола им В. Понедельника».
17.09.2018 Советская Адыгея
Программа включала бег на различные дистанции, прыжки в длину с места и подтягивание В пятницу,14 сентября, на республиканском стадионе «Дружба» состоялась сдача нормативов ГТО среди команд,
17.09.2018 Аргументы и Факты
За последние годы Майкоп украсился целым рядом новых современных спортивных объектов, которые предоставляют возможность горожанам активно заниматься спортом и физкультурой.
17.09.2018 Газета Майкопские новости