Счастье в капельке росы

Ася Аслановна Еутых родилась 8 декабря 1962 г. в станице Советской Успенского района Краснодарского края.  Российский ювелир, оружейник, член Союза художников России, народный художник Республики Адыгея.
Произведения Аси Еутых хранятся в фондах Государственного Эрмитажа и в Государственном историческом музее Москвы. В 1980 г. Ася поступает на художественно-графическое отделение Карачаево-Черкесского государственного педагогического института, затем переводится в Кубанский госуниверситет, где завершает общее академическое художественное образование. Проходит специализацию в Дагестане, училище им. Джемала в Махачкале у знаменитого мастера по серебру Курбанали Магомедова. Здесь же, в Дагестане, рождается дипломная работа: женский серебряный пояс с кинжальчиком и комплект украшений.
В 2014 г. создает свой сплав из золота, серебра, меди и олова под названием «ювелус». В 2015 г. становится почетным членом Российской академии художеств. Замужем за Русланом Туркавом, с которым они воспитали сыновей Заура и Бибарса.

Негромкий голос, легкость в общении, проникающий в душу собеседника взгляд. Но за внешней хрупкостью скрывается масштабная личность, которой, как оказалось, под силу пронзать время. Такова одна из немногочисленных, признанных не только в России, но и в мире женщин-ювелиров Ася Еутых. Ее творческое наследие уже столь значительно, что даже уютный дом в центре Майкопа по своему убранству даст фору многим именитым музеям и частным галереям. И кажется, что и сама хозяйка дома не просто здесь живет, но и является его главным украшением и одновременно хранительницей.
Стать художницей ей, наверное, было предназначено Всевышним. С этим трудно не согласиться: металл, изначально мертвая материя, силой ее таланта оживает и несет людям счастье, добро и радость. И в этом тоже можно разглядеть мистику: по семейным преданиям, род Еутыхов происходит от некоего греческого мастера эпохи до Рождества Христова, творившего на Кавказе. А греческое имя Евтихий в переводе означает не что иное, как «счастливый, веселый, великодушный». То есть ровно те качества, которые присущи нашей собеседнице, связывающей в своем творчестве времена и эпохи.
Познание Вселенной
— Самое яркое впечатление вашего детства?
— Я говорила уже не раз, что больше всего в детстве меня потрясали капли росы. Вот это чудо рождения и жизни росинки, ее бриллиантовые переливы. Впечатлений было много, но я помню себя с двухлетнего возраста, как с удивлением и восторгом познавала окружающую Вселенную через микромир. Завороженно наблюдала за бабочками, рассматривала, как переливается их чешуя, изучала шелк лепестков цветов, пыталась выяснить у старших, почему цветок-колокольчик в отличие от своего металлического тезки не звенит. Потрясли вид и формы снежинок. Одно из самых ярких впечатлений, когда я рассматривала в детстве зимнее ночное небо и случайно увидела там крохотный, на пределе зрения, звездный «ковшик». Восторгу не было предела, и я все спрашивала у отца, как этот ковшик называется. Это было скопление Плеяды, по-русски — Стожары. Позже, познакомившись с астрономией, я узнала о красивом дренегреческом мифе о звездных дочерях Атланта и Плейоны. В общем, мое дет­ство — это поиск ответов о происхождении окружающего мира и восхищение непостижимым творчеством природы.
— Если бы вы не стали ювелиром, кем могли бы быть сегодня?
— Как говорят, одаренные люди одарены многими талантами. У меня за плечами  музыкальная школа, я рисую, с детства очень люблю рукоделие — шитье, вышивку. Так, в школу я пошла в форме, которую сшила себе сама, а в четвертом классе сшила себе пальто и с тех пор уже ни разу не покупала.
Моя сугубо женская слабость в моделировании одежды. У меня нет ни одной купленной вещи. Сейчас в республике есть мастера, которые шьют одежду  с моими крючками, пуговками.
Но, наверное, я была бы хранительницей домашнего очага. Мамой и супругой, которая не уходит на целый день на работу, а занимается домом. Делает его теплым, уютным, чудесным, красивым: ведь это предназначение любой женщины. Но при этом женщина должна оставаться женщиной. У меня к этому есть своеобразное отношение: я не сторонница того, что женщина, мама, хозяйка дома может ходить неухоженной, в простеньком халате. Быть эдакой домработницей. Мой идеал — красивые платья, сервированный стол, куча детей и домашнее творчество. Я люблю, когда женщина нескучная и не ограничивается бытом. У меня и сестры такие, шьют, вышивают. Когда я вышла замуж, одним из моих первых подарков Руслану был зимний домашний халат с родовой тамгой, который я сшила сама. В нашем доме везде балдахины, красивые подушки.
У нас патриархальный строй, и мне это очень по душе, ведь я совершенно не властный человек. Моя миссия — сделать так, чтобы моим мужчинам всегда хотелось вернуться домой, где тепло, уютно, вкусно и красиво, а профессия — это уже вопрос второй.
О семье
и предназначении
— Секрет вашего семейного «сплава»?
— Наверное, он в том, что мы оба нескучные люди. Руслан до сих пор сохранил любознательность, много читает, причем мы часто читали одни и те же книги, обсуждали их. А это очень сближает и роднит. Скоро мы отметим серебряную свадьбу, и все эти четверть века мы вместе постигаем новое, постоянно учимся. Например, в ноябре мы с Русланом ездили в Москву, где занимались у преподавателей — звезд аргентинского танго. Ходили на шестичасовые мастер-классы, учились, что называется, до упаду. Я бы не сказала, что мы единомышленники во всем. Слово это несколько затрепанное. На мой взгляд, мы идем с мужем в одном направлении, рука об руку. Любим жизнь, любим людей, природу.
— Вы уже исполнили свое предназначение или еще на пути к нему?
— Мне кажется, я всю жизнь его исполняю, как Золушка. С некоторых пор я, правда, перестала себя называть ею, так как у сказочной Золушки не было времени для отдыха, я себе иногда могу это позволить. Та красота, которую я создаю, дарю людям, — это и есть, мое предназначение. Помочь людям за суетой обыденности прикоснуться к прекрасному и вечности. Сейчас мы строим в городском парке «Золотую кладовую». Казалось бы, неприбыльный проект. Но я много ездила по миру и видела, что помимо музеев в столицах часто бывают своего рода сокровищницы того или иного народа. При этом культурные ценности в них доступны взору обывателей, а не пылятся в запасниках музеев. Поэтому и возникла идея такой сокровищницы в Майкопе, где любой желающий мог бы познакомиться с культурным наследием, которое оставили за тысячи лет десятки самых разных народов, живших на нашей земле.
Это будет здание дворцового типа, с колоннами, капителями, украшенное скульптурами животных и людей в скифо-меотском стиле. На сегодняшний день этот проект главный в нашей с супругом работе. И при этом мы практически не просим материальной помощи в его реализации. Идея кладовой возникла давно, но мы не могли подобрать подходящий участок в центре города.
Важно, чтобы сокровищница была не просто каменной коробкой, но и вписывалась в природный и культурный ландшафт. На каком-то этапе даже решили ограничиться большой мастерской где-нибудь на окраине города. И когда в то время главный архитектор города Галина Ирхина, которой я бесконечно благодарна, сообщила, что нашелся подходящий участок, да еще не где-нибудь, а в городском парке, то мы поначалу не поверили. Пять лет мы его арендовали и вот только недавно оформили участок в собственность. Сейчас в парке ведется реконструкция восточной аллеи, в проект которой включили и нашу «Золотую кладовую». Есть надежда, что эта часть городского парка будет интересной не только для отдыхающих, но и для любителей искусства.
Дверь в большое творчество
— С чего начинается процесс создания ваших шедевров?
— Работы делаются, конечно, не на пустом месте. Они начинаются с десятков рисунков, набросков. Художники иногда любят «отпустить руку» — рисовать, лепить по наитию, так сказать. Так же работаем и мы с Русланом. Часто даже не подозревая, что в итоге получится. И мои познания в истории и археологии позволяют не повторяться, работая в определенном направлении.  Когда передо мной стоит задача сделать немыслимую по сложности вещь,  нужно самой сообразить, как ее сделать, где найти инструменты. И я верю, что вряд ли у меня получалось бы справляться с ними, если бы моя судьба не была предопределена. К большому счастью, я занимаюсь творческой и прикладной работой. Остальное берет на себя Руслан, начиная с оборудования и химии и заканчивая внешними контактами. Я всегда подчеркиваю, что, если бы не супруг, вряд ли бы создала столько произведений.
— Встреча с кем из известных людей оставила глубокий след?
— Удивительных и запоминающихся встреч было, конечно же, много, и с сильными мира сего, и авторитетами в искусстве. Но, пожалуй, выделю знакомство с Зурабом Константиновичем Церетели и его дочерью Ликой. Они бывали у нас дома. Меня вообще трудно удивить отношением к моим работам, но вот Лика поразила тем, что, присмотревшись к небольшому колокольчику с изображением Девы Марии, восхитилась именно крохотной скульптурой. И она спросила о том, где я училась скульптуре. И та же реакция на мои скульптурные работы в металле и камне была у Зураба Константиновича. Пришлось признаться, что специально искусству скульптуры я нигде не училась. На что он отреагировал своеобразно: он присвоил нам с Русланом звания почетных членов Российской академии художеств.
Запомнилось и знакомство с директором Эрмитажа Михаилом Борисовичем  Пиотровским. С ним нас познакомил Александр Николаевич Сокуров, который рассказал, что дверь в творчество ему во многом «открыл» Арсений Тарковский, и что очень важно, чтобы людям с искрой Божьей внутри всегда кто-то приоткрывал такую дверь. Поэтому Александр Николаевич открыл эту дверь и для нас, познакомив  с Михаилом Борисовичем Пиотровским. И мне очень приятно, что в моей судьбе приняли участие такие истинные мастера.
Я не забываю о том, что искры творчества нужно передавать дальше, чтобы очаг искусства, красоты не угас. Сейчас я взяла на работу очень способную девочку и вижу, что в ней есть тот самый Божий дар, который не должен раствориться во времени и пространстве.
— Как вы остановили танковый завод в Иордании?
— Это было два раза. Когда наследный принц Иордании Али бин Хусейн увидел мои работы на одной из выставок, он предложил изготовить церемониальное оружие для его гвардии. Работа продлилась три месяца. Нам нужно было изготовить 16 полных комплектов древнего оружия, в состав которых входили кинжалы и шашки с именами гвардейцев принца, которые в большинстве своем происходят из иорданских черкесов. Так что заказ был непростым. Шашка состоит из 10–15 элементов. В ее изготовлении применяются пять-шесть технологий. Одну деталь надо отлить, другую отковать. Потом спаять, вырезать, отчеканить. Затем гравировать, вызолотить, насечь золотом по стали. Пистолет — вообще фантастически сложная работа, тем более, что такое оружие мне пришлось делать впервые.
Для украшения оружия требовалась штамповка мелких элементов, а подходящих прессов у иорданских ювелиров не было. Он нашелся только на танковом заводе. Первая проба была неудачной — пресс попросту расплющил наши заготовки. И на дорогом английском оборудовании остался оттиск черкесского орнамента, причем хорошего качества. Пресс штамповал колеса для танков, так что, как знать, может быть, иорданские танки теперь ездят на колесах с черкесским орнаментом? Потом дело пошло на лад. Но процесс вскоре пришлось начинать с нуля. Дело в том, что для обработки украшений оружия мы наняли иорданских мастеров, которые, увидев не заполненные никаким узором детали, «украсили» их настоящими снежинками и звездочками! Им показалось, что я, видимо, «забыла» заполнить металл орнаментом, как это свойственно их традициям. В общем весь заказ пришлось переделывать полностью.
Кстати, спустя много лет мы поддерживаем теплые отношения с королевской семьей Иордании, и, более того, иорданский принц был прописан в нашем доме! Когда он приезжал в Адыгею, ему нужно было где-то зарегистрироваться. Так в его миграционных документах появился наш домашний адрес, а когда заполняли их, то в графе «должность» мы указали «король», «место работы» — «дворец». Представляете лица сотрудников миграционной службы? Потом я шила и украшала свадебное платье его невесте принцессе Рим Брахими, делала мозаику во дворце, королевские сервизы, диадемы, шила платье для верховой езды дочери принца.
Вольному воля
— Что любите в людях и что не приемлете?
— Я настолько занята своим творчеством и жизнью, что чаще всего не обращаю внимания на недостатки. Я не беру на себя ответственность осуждать кого-то. Каждый волен прожить свою жизнь так, как он считает нужным. Стараюсь принимать людей такими, какие они есть, и видеть в них что-то хорошее. Я убеждена, что в каждом человеке это хорошее есть. Просто кто-то этого не видит, а кто-то сам подавляет в себе свои лучшие качества в силу обстоятельств. Иногда бывает так, что в общении со мной люди, наоборот, стараются показать себя с лучшей стороны. Значит, я что-то им транслирую.
Что касается положительных сторон, то я люблю нескучных людей, которые могут оставаться немного детьми в любом возрасте, умеют удивляться прекрасному. Люблю простоту в общении, поведении, непритязательность, без пафоса и наигранности. Это есть у многих великих людей, с которыми я сталкивалась в жизни.
— На ваш взгляд, почему материальные блага нынешнего времени ведут людей не к духовному росту, а к ожесточению?
— Я много слышу об этом. Думаю, это происходит потому, что на определенном этапе люди в погоне за материальными благами отрываются от почвы, природы. Теряют незримую связь со Вселенной, начинают ощущать себя в центре мироздания, утрачивают чувства сострадания, милосердия. Это пока еще присутствует у жителей села. В городе все значительно сложнее. Горожане часто живут в иллюзорном мире.
Майкоп, к счастью, не мегаполис, и отношения между людьми здесь попроще. У нас много добрых и хороших людей. Так сложилось, что наш младший сын воспринял наши родительские наставления о доброте и милосердии и с подросткового возраста помогает городским бездомным. Первый такой случай был, конечно, для меня шоком, сын тогда поделился только что купленными продуктами с таким человеком. Но я была и бесконечно этому рада. Значит, есть надежда, что не все так плохо. Ведь сыновья транслируют наш жизненный опыт, те моральные установки, которые передали нам наши родители. А они весьма просты: труд, взаимопонимание, доброта, участие.
— Сыновья чаще радуют или огорчают?
— По-разному. Если даже бывают огорчения, то мы стараемся не делать из них трагедию. На наш взгляд, каждый должен пройти свой путь, в том числе и учась на своих ошибках. Ругать бесполезно — иначе ошибки будут повторяться. Лучше сказать себе: могло быть и хуже, и идти дальше.
Старший сын год назад женился. Причем по любви с первого взгляда. И мне хочется, чтобы они с женой встали на ноги, тем более, что он, как, впрочем, и младший, довольно самостоятельный и верит в свои силы. Это уже наследственное. Такими были мои родители, так сейчас живут родители Руслана.
— Вы много лет радуете жителей Адыгеи­ своими символами наступающего года и новыми сказками вашей бабушки Кадырхан. Будет сюрприз в этом году?
— Конечно, тем более, что этот год особенный. Он завершает цикл наших амулетов с животными — символами года. На сей раз это будет собака. «Сказки бабушки Кадырхан» не увидели бы свет без помощи моего доброго друга и помощника Светланы Тлехас. В этом году из-под ее пера появилась сказка «Сердце волчицы», которая повествует о том, как собака впервые пришла к человеку. И не случайно, что в названии сказки фигурирует волк — ближайший родственник и предок домашней собаки. Вообще, домашние животные — такие, как кошки и собаки, это проводники человека в мир дикой природы, из которой он вышел сам. Новая сказка получилась очень трогательной, как и амулет к Новому году. А проект сказок будет продолжать жить.
Завтра Ася Еутых отметит свой юбилей. Коллектив «МН» сердечно поздравляет юбиляра и желает ей счастья и новых творческих успехов!
Беседовал Александр ДАНИЛЬЧЕНКО.

 
По теме
Ежегодно благотворительный фонд «ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ» (далее — «Фонд») проводит всероссийскую акцию «КРАСНАЯ ГВОЗДИКА» (далее — «Акция»),
28 марта 2024 года в Блечепсинской модельной библиотеке Кошехабльскоо района совместно с МБОУ «СОШ» № 5 для читателей состоялся краеведческий вечер-познание «Адыгский поэт и прозаик Киримизе Жанэ»,
18, 19, 20 апреля в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся показы спектаклей Белгородского государственного театра кукол.
28 марта 2024 года в 9:30 и 10:30 состоялся показ выездного кукольного спектакля «Бука - вредный заяц» по пьесе Михаила Супонина театра кукол «Золотой кувшин» Концертного объединения Республики Адыгея в детском саду №24
В апреле 2024 г. в Филармонии Концертного объединения Республики Адыгея в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Для детей и молодежи» состоятся гастроли Белгородского государственного театра кукол.
5 апреля 2024 г. в 18:00 в Большом зале Филармонии Концертного объединения Республики Адыгея пройдет мюзикл для детей «Сказка о времени» Камерного музыкального театра Республики Адыгея им.
Яркая, талантливая, настоящая! Других слов по отношению к Аминат Казбековне, этой замечательной исполнительнице, прекрасной женщине, магниту, своим добродушием и положительной энергетикой притягивающему к себе людей, не найдется.
Они трудятся, когда другие отдыхают, они щедро делятся богатством своей души и дарят радость прикосновения к прекрасному.
Благодаря вступлению в национальный проект «Культура», начиная с 2019 г. 13 муниципальных библиотек Республики Адыгея успешно модернизированы и получили статус библиотек нового поколения.
Майкопский городской суд рассмотрел материалы уголовного дела в отношении А., уроженца Республики Армения, ранее судимого, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б», «в» ч. 2 ст.
Майкопский городской суд
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор
Военный комиссариат Красногвардейского и Шовгеновского районов Республики Адыгея проводит отбор граждан на военную службу по контракту в Вооруженные силы Российской Федерации - Министерство культуры Предоставляются: — единовременная выплата согласно Указу Президента РФ – 195 тыс.
Министерство культуры