Впервые на главной сцене Адыгеи выступил московский баритон Владислав Косарев

В Большом зале Государственной филармонии республики состоялся концерт известного вокалиста Владислава Косарева «Музыка любви». Профессиональный артист в настоящее время живет в Москве, объездил с гастролями едва ли не всю Россию в качестве певца, а также не раз бывал за ее пределами в амплуа дирижера, однако в нашем регионе выступал впервые. Песни военных лет и патриотические, классическая опера и задорная оперетта, проникновенные романсы, русские народные песни, а также российская и зарубежная эстрада — лишь малая часть из репертуара Владислава, которым он с любовью делится со своими зрителями. Кроме того, он не раз пел на центральных российских телевизионных каналах и записывал музыку к художественным фильмам. Талантливый певец имеет престижные музыкальные награды и премии, в том числе первую премию и звание лауреата I Международного дирижерского конкурса им. Александра Юрлова, орден «Вера, Надежда, Любовь» и золотой орден «Служение искусству». Дебютное выступление талантливого исполнителя в Майкопе состоялось благодаря музыкантам Государственного симфонического оркестра республиканской Госфилармонии под управлением главного дирижера, заслуженного артиста Адыгеи Аркадия Хусниярова.

— Ну вот, Владислав, вы и на Кавказе побывали! Рады приветствовать столь почетного гостя. Ваше первое впечатление об Адыгее?

— Первое, что меня удивило и очень порадовало, — ваши распаханные поля: где-то засеяны озимые, где-то просто подготовили землю под весенний сев. Увидев это, я сразу понял, что в Адыгее все хорошо. И, конечно же, гостеприимство людей, проживающих в вашей республике, не могло оставить меня равнодушным!

— У вас уже было несколько репетиций с нашим оркестром, отличается ли работа с Государственным симфоническим оркестром Госфилармонии Адыгеи от работы с другими коллективами?

— Я много гастролирую, и принципиально один оркестр от другого ничем не отличается. Для меня он либо профессиональный, либо нет. Работать с непрофессионалами мне не доводилось. Поэтому никаких проблем у нас не возникло. Как только мы начали общаться с маэстро Хуснияровым, даже просто по телефону, я сразу понял, что он позитивный, интеллигентный человек и высококлассный музыкант. Очень рад, что у меня появился еще один настоящий друг, которых, к счастью, у меня очень много в нашей необъятной России. Как правило, случается так, что если я куда-то приезжаю впервые, то потом езжу туда постоянно, радуя зрителей новыми программами.

— Будем надеяться, что наша республика в этом смысле не станет исключением.

— Я даже уверен в этом. Прошу прощения за свою самонадеянность! (Улыбается.) Я уже не первый раз замечаю, что как только выезжаешь за пределы московской кольцевой автодороги, сразу попадаешь в настоящую Россию, где живут простые, добрые, открытые, сердечные люди, которые любят настоящую музыку. Как вы уже поняли, я не москвич и москвичом, наверное, никогда не стану, при всем моем уважении к этому городу.

— К какому городу больше лежит ваша душа?

— Москва — прекрасный город, столица, где происходит масса интересных событий, но между Москвой и Санкт-Петербургом я бы выбрал Петербург. Владимир Гиляровский как-то очень точно заметил, что Петербург — дворянский, а Москва купеческая. Именно этот дух купечества я и не могу принять.

— Вы сказали, что много гастролируете. Где приходилось бывать?

— Мне проще, наверное, сказать, где я еще не был. Не выступал с концертами в Калининграде, Владивостоке, Архангельске, Мурманске, Астрахани. Ах да, в Магадане тоже еще не бывал.

— Вы проехали почти всю Россию. А за ее пределами были?

— Пока я был дирижером, приходилось много гастролировать за границей, а как только я стал певцом, стал ездить по России, что меня очень порадовало. Хотя вот недавно был во Франции на фестивале российского кино в городе Онфлер. Там вместе с актером Алексеем Гуськовым мы представили на суд французской интеллигенции программу, в которой Алексей читал роман «Евгений Онегин», а я пел романсы на стихотворения Пушкина, арию Евгения Онегина из оперы Чайковского, русские народные песни. И мне было очень приятно, что, несмотря на существующий языковой барьер, публика нас тепло приняла. После чего я лишний раз убедился, что Европа без России — никуда. Нет у них сейчас того величия и глубины, которые есть в российской культуре.

— Французам была понятна глубина русской культуры?

— Быть может, они не поняли смысла, но что касается эмоций, образов, душевного состояния каждой песни, я почти уверен, судя по их реакции, они это поняли. Самые большие аплодисменты были, когда я спел песню «Ах ты, степь широкая». Это тяжелая, но сильная русская народная песня, которую я очень люблю, потому что она наиболее точно выражает суть русского менталитета. Всего за каких-то четыре минуты этой песней о нашей стране можно рассказать практически все.

— Какие музыкальные жанры вам нравится исполнять больше других?

— В моем репертуаре нет нелюбимых произведений. Я пою только то, что нравится мне самому, что трогает мою душу. Есть масса замечательных песен, романсов, которые исполняют другие певцы, но если я не чувствую в этих песнях чего-то своего, родного, я не беру их в репертуар, потому что это будет бессмысленно. Только то, что тревожит тебя самого, можно выносить на сцену.

— А что тревожит вас? С какой идеей вы обращаетесь к своим слушателям чаще всего?

— Один мудрый человек сказал о том, что все беды этого мира — от недостатка любви. Я стараюсь выносить на сцену те произведения, которые бы восполняли этот недостаток.

— В своих многочисленных интервью вы говорите о том, что увлечены музыкой с раннего детства. Что для вас сцена?

— Да, с шести лет. Но это даже было не столько увлечение — у нас все в семье пели всегда, для всех моих родных это было так же естественно, как дышать, поэтому это не было для меня каким-то безумным увлечением. Я родился, а вокруг все пели, разумеется, я понял, что мне тоже надо петь, зачем же обижать родственников! (Смеется.)

Сцена — святое для меня место, выходя на которое я каждый раз трепещу и волнуюсь. Потому что на сцене происходит что-то мистическое, то, что меняет и меня самого, и людей, которые приходят в зрительный зал. Это великая сила искусства, которая необъяснима. Для меня самое страшное — это отработать концерт и понять, что сегодня чуда на сцене не произошло…

— У вас, полагаю, не было таких концертов?

— Есть более и менее удачные концерты, но каждый раз, глядя в зрительный зал, я вижу, что передо мной сидят счастливые люди с радостными, светлыми, чистыми глазами. Это самая ценная для меня награда. Признаюсь, сцена для меня — очень тяжелое место. Если бы я выходил на нее заниматься самолюбованием, предвосхищая восторженные взгляды барышень и подсчитывая в уме, какое количество букетов мне сегодня подарят, тогда бы это была очень легкая, но по большому счету бессмысленная и отвратительная работа. А искренне проживать каждую песню и пытаться достучаться до сердца каждого зрителя — работа очень непростая. Но я ее выбрал, и она мне нравится, несмотря на всю свою тяжесть. Потому что быть человеком вообще тяжело в любой профессии и ситуации.

— Почему решили сменить профессию дирижера на певца?

— Часто, принимая решения в своей жизни, я руководствуюсь чутьем, интуицией. Хотя мне нравилась моя профессия, постепенно в моей душе назревало ощущение, что я должен попробовать реализовать себя иначе, в другой профессии, во мне все время говорит какой-то внутренний голос о том, что надо петь. Однако я понимал, что петь дома на кухне — это одна история, а уметь несколько часов держать внимание многочисленной публики — совсем другая. И это зависит даже не от силы голоса, а от личностных качеств. Ведь сцена — это разновидность человеческого общения, с артистами все как с людьми в жизни: с одним человеком за 5 минут все понятно, а чтобы узнать другого, целой жизни мало.

— Можете назвать людей, которых считаете своими учителями?

— В первую очередь это мои родители, которые меня воспитывали таким образом, чтобы я понимал, что нет ничего страшнее, чем быть посредственностью. Человек должен понимать, что, если он берется за какое-либо дело, абсолютно не важно какое, его надо делать очень хорошо, приложив максимум усилий и возможностей. Каждый раз, закончив концерт, я разбираю его в своей голове от первой до последней минуты, потому что твердо уверен — мне еще есть к чему стремиться. У меня всегда были хорошие педагоги. Я долгие годы занимался у Федора Михайловича Аникеева, сейчас уже около двух лет беру уроки у уникального мастера, в прошлом солиста Большого театра, народного артиста России Бориса Николаевича Кудрявцева. Несмотря на свой возраст, он находится в великолепной вокальной форме, человек очень востребованный, но в своем насыщенном графике он всегда находит время для меня.

— Образование получали в родном Смоленске?

— Да, сначала я окончил музыкальную школу в Смоленске, затем там же окончил музыкальное училище, после чего уже уехал в Москву и поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных. В Гнесинке я сначала за 5 лет прошел основной курс по специальности «Дирижер академического хора», потом 2 года ассистентуры-стажировки, затем более 7 лет отработал как солист и главный дирижер в мужском хоре «Пересвет», ну а потом что случилось — вы уже знаете.

— На скольких языках вы поете?

— Русский, английский, итальянский, испанский, французский.

— Произведения братских славянских народов у вас имеются в репертуаре?

— О да! Украинские песни очень люблю: «Нич яка мисячна», «Чорни бровы, кари очи». Недавно взял себе в репертуар «Писню про рушнык» Андрея Малышко (поет: «Ридна маты моя…»). У меня дед на Украине жил, в Полтаве, так что украинские песни имеют для меня особую значимость. На белорусском также немного пою, а еще очень хочу выучить несколько сербских песен.

— К концерту в Адыгее совместно с оркестром вы готовились всего два дня, хватило этого времени?

— Да, потому что, во-первых, ваш оркестр очень профессиональный. А во-вторых, я же высылаю ноты всегда заранее, за 2–3 месяца оркестр уже начинает работать по моим партитурам.

— Если не ошибаюсь, мало певцов в России, которые занимаются такой же деятельностью, как вы: ездят с гастролями по стране, регулярно обновляя программу. В вашем репертуаре уже более 400 песен — сложно жить такой богатой событиями жизнью?

— Сложно, но интересно. Каждый сезон я готовлю несколько новых программ, а работаю я и с симфоническими, и с народными оркестрами. К тому же каждую свою программу я обеспечиваю нотным материалом. В настоящее время у меня имеется 6 программ для народного оркестра, а это около 120 партитур. У многих людей есть стереотип, что оркестр народных инструментов способен исполнять только «Валенки» да «Вдоль по Питерской». На самом деле существует масса прекрасных, но забытых народных песен. Не говоря уже о том, что есть огромное множество не очень известных, но прекрасных эстрадных произведений советского времени, которые великолепно звучат в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Для симфонического оркестра у меня уже три программы, скоро начну работать над четвертой. Эстрадно-симфоническое направление, в котором работали многие певцы в СССР, сейчас вообще никак не развивается. Только на Западе осталась так называемая элитная эстрада. У нас это все было: оркестр Силантьева, джазовый оркестр Гараняна и многие другие коллективы. Я решил возить классику эстрады по стране, исполняя ее не под минус, не в сопровождении фортепиано или уж тем более не под фонограмму, а именно с симфоническим оркестром, чтобы они звучали в том формате, для которого изначально были написаны. Очень хочу, чтобы на наши сцены вновь вернулась настоящая, глубокая, искренняя эстрадная песня. И я знаю, что так и будет.

Елена СТРАМЦОВА.

Фото из архива Владислава Косарева.

 
По теме
Ансамбль «Зори Майкопа» выступил на мундиале перед матчем Бразилия-Швейцария (ФОТО, ВИДЕО) - Go01.ru Фото: @culture_01_reg 17 июня муниципальный детский образцовый ансамбль адыгского танца «Зори Майкопа» выступил в концертной программе на площадке главной сцены возле стадиона Ростов Арена в Ростове-на-Дону,
18.06.2018
Фестиваль огненных искусств «ВЛАСТЬ ОГНЯ» в рамках Юбилейной Тамани - Go01.ru В этом году в рамках юбилейного байк-фестиваля "Тамань - Полуостров Свободы 2018"состоится одно из самых зрелищных событий этого лета - фестиваль огненных искусств «ВЛАСТЬ ОГНЯ» "Власть Огня" пройдет на конкурсной основе.
18.06.2018
 
Захват Крыма турками - Информационное агенстсво НатПресс В 1475 году османские силы обрушились на Северное Причерноморье. Кафа сдалась через несколько дней осады, далеко не исчерпав всех возможностей сопротивления.
18.06.2018
Самир Хотко: "Скакавший впереди нападающих, не зная сам куда, знаменитый Кзильбеч». Кизбеч Шеретлуко как отражение недосказанности в тексте Хан-Гирея" - Информационное агенстсво НатПресс Хотко Самир Хамидович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнологии и народного искусства АРИГИ им.
16.06.2018
Распространение христианства среди адыгов - Информационное агенстсво НатПресс Распространение христианства среди адыгов также связано с именем греческого императора Юстиниана, правившего Византией в VI в. Об этом сообщает Ш. Ногмов, называя Юстиниана "союзником адыхейского народа" и "адыхейским витязем".
15.06.2018
 
История православия на Юге России - Информационное агенстсво НатПресс История православия на Юге России содержит достаточно богатую страницу, связанную с историей адыгского этноса.
15.06.2018
Католиком был и адыгейский князь Миллен (Верзахт) - Информационное агенстсво НатПресс С XIV в. на Северном Кавказе стало распространяться католичество, что было связано с Генуэзскими и Венецианскими факториями на побережье Черного и Азовского морей.
15.06.2018
Фото: kp.ru - Go01.ru 14 июня текущего года на 83-м году ушел из жизни после продолжительной болезни режиссер, народный артист РФ, председатель комитета Госдумы по культуре, сопредседатель Центрального штаба ОНФ Станислав Говорухин.
15.06.2018
 
В КП-6 УФСИН России по Республике Адыгея прошла творческая встреча с писателем - УФСИН В рамках мероприятий по проведению Года добровольца (волонтера) с осужденными колонии-поселения № 6 встретилась член регионального отделения Союза профессиональных литераторов России, писатель-прозаик Ирина Маркова.
15.06.2018
Не жуй жвачку и другие правила, о которых необходимо знать отправляясь заграницу - Информационное агенстсво НатПресс Отправляясь в чужую страну, будьте готовы к тому, что некоторые ваши привычки и, казалось бы, безобидные действия могут привести к самым неожиданным последствиям.
14.06.2018
Прокуратура Майкопского района провела проверку исполнения закона, который регламентирует правила распоряжения органами местного самоуправления земельными участками,
18.06.2018 ГТРК Адыгея
Непогода идёт со стороны горной части республики. В ближайшее время там ожидается сильный ливень, град и шквалистое усиление ветра… Адыгейский ЦГМС распространил информацию о штормовом предупреждении.
15.06.2018 ГТРК Адыгея
Согласно закону, затраты на стационарное лечение потерпевшего от преступного посягательства взыскиваются с виновного По заявлению прокуратуры Майкопского района с осужденных взысканы затраты на лечение пострадавших от
14.06.2018 Аргументы и Факты
Захват Крыма турками - Информационное агенстсво НатПресс В 1475 году османские силы обрушились на Северное Причерноморье. Кафа сдалась через несколько дней осады, далеко не исчерпав всех возможностей сопротивления.
18.06.2018 Информационное агенстсво НатПресс
Ансамбль «Зори Майкопа» выступил на мундиале перед матчем Бразилия-Швейцария (ФОТО, ВИДЕО) - Go01.ru Фото: @culture_01_reg 17 июня муниципальный детский образцовый ансамбль адыгского танца «Зори Майкопа» выступил в концертной программе на площадке главной сцены возле стадиона Ростов Арена в Ростове-на-Дону,
18.06.2018 Go01.ru
Фото sbornaya-rossii.ru - Советская Адыгея Финал IV летней Спартакиады молодежи России 2018 года по велоспорту-шоссе собрал в республике спортсменов из 25 регионов страны, рассказал «СА»  вице-президент Федерации велоспорта России,
18.06.2018 Советская Адыгея
Финал IV летней Спартакиады молодежи России 2018 года по велоспорту-шоссе собрал в республике спортсменов из 25 регионов страны, рассказал «СА»  вице-президент Федерации велоспорта России,
18.06.2018 Советская Адыгея
Адыги, проживающие в Германии, позитивно относятся к факту проведения чемпионата в России и с учетом успеха Олимпиады-2014 уверены в том, что мировое спортивное событие будет проведено на высоком уровне.
14.06.2018 Советская Адыгея
Глава Адыгеи потребовал строгого соблюдения дорожных карт при реализации социальных проектов - Исполнительные органы государственной власти Первоочередные задачи социально-экономического развития Адыгеи были обсуждены сегодня на расширенном планерном совещании Кабинета министров РА, которое провел Глава республики Мурат Кумпилов .
18.06.2018 Исполнительные органы государственной власти