Фото: www.natpress.net
Вариант игры «Вабдзэ пэгъу» относится к концу XIX — началу XX века, он сохранил важные элементы общественного назначения (чем и объясняется жизнеспособность, бытование игры) и, как отмечает А. Еремеев, «...вполне определенным образом воздействовать на человека, возбуждая у него вполне определенные потребности». Производственные навыки, получаемые в трудовых песнеплясках «Удж», отражали социальную сторону бытия древних адыгов, одинаково важную для каждого и всех. Человек испытывал радость оттого, что сознавал себя равным среди подобных, действовал, как и все другие, а это формировало чувство коллективизма, уверенности в собственных возможностях и величии коллектива.
Примечательно, что при этом тяжесть «труда» отступала перед осознанием коллективного творческого вдохновения, а главное —получение ожидаемого, всегда положительного результата. Ведь в жизни адыгов ожидали не только успехи в охоте, в труде, в бою, но и неудачи. В танце члены коллектива «...забывали, что их возбуждение вызвано нарочитыми средствами. Оно было их подлинным жизненным волнением. Это волнение переживалось главным образом иллюзорно, имитационно по форме, в то время как содержание ощущалось как подлинное, реальное. Иначе говоря, условный характер уподобления не мешал людям прийти через искусство к подлинной жизни». Это подтверждает, что танец в жизни древних адыгов выполнял практически познавательные функции. В магических и ритуальных действах, в семейно-бытовой обрядности, отображающих различные сферы деятельности, раскрывалась творческая работа и устремленность целых поколений адыгов — закрепить, совершенствовать накопленный жизненный опыт, стремление идеализировать его результаты как символ (или условность) надежды на лучшее будущее.
Детальное изучение дошедших до нас обрядов и игр, связанных с весенне-полевыми работами, с уходом за посевами, уборкой урожая и сенокошением, т. е. с сельскохозяйственными работами адыгов, помогает выявить, что большинство из них содержит эпизоды, где танец, пластика, телодвижения, жесты, композиционное построение участников игры занимают не второстепенное место, а несут изобразительное начало какого-либо трудового процесса или его компонентов. Анализ структуры таких эпизодов выявляет наличие более или менее завершенного по рисунку композиционного построения, многочисленное повторение простых движений, обеспечивающих перемещение в пространстве, пластические жесты, сопровождающиеся равномерными переступаниями ног. Все эти элементы можно найти сегодня в традиционных танцах—«Удж» (дословно— топтаться).
«Удж»—группа танцев, наиболее древних, как правило, массовых, общественно-бытовые функции которых были довольно обширными. К ним относятся магические и обрядовые танцы, приуроченные к началу полевых работ, уборке урожая, к каким-либо событиям в животноводческом быту: выпуск жеребцов в табун, угон скота на летние пастбища, отделение (отгон) ягнят от общего стада и т. п. Сейчас трудно представить, как выглядели эти песеннотанцевальные действа, какова была их структура в те далекие от нас времена. И все же ряд традиционных танцев «Удж» передает атмосферу солидарности, строгой коллективной ритмичности движений, четкость и слаженность которых в сочетании с рисунком воспроизводят тот или иной трудовой процесс.
Автор: Нагайцева Л.Г.
Адыгские народные танцы
Источник: Информационное агенстсво НатПресс
26.04.2018 13:50