Возвращение. 20 лет спустя

Возвращение.  20 лет спустя
Фото: maykop-news.ru

Газий Кушукович Чемсо родился 7 февраля 1950 года в ауле Панахес. По образованию филолог. Работал управляющим делами администрации президента и Кабинета министров РА, трижды — с 1999 по 2002 год, с 2005 по 2007 год и с 2009 по 2012 год — министр культуры Республики Адыгея. В 1998-1999 гг. участвовал в составе делегации МИД России в межгосударственных переговорах по вопросу переселения адыгов из зоны военного конфликта в Косово (Югославия) в Россию. Его книга «Возвращение», посвященная этому событию, издана на русском, адыгейском, арабском, турецком языках, удостоена в 2001 году Государственной премии Республики Адыгея в области литературы.  Сейчас возглавляет фонд содействия сохранению историко-культурного наследия «Наследие».

Два десятка лет назад в новейшей истории России и Адыгеи произошло важное событие: впервые на государственном уровне было организовано возвращение на Родину большой группы черкесов-соотечественников, которые оказались под угрозой гибели в ходе сербо-албанского конфликта в автономном крае Косово и Метохия. В такие же жаркие, как сегодня, дни Газий Чемсо как спецпредставитель президента Адыгеи находился в охваченном огнем междоусобной войны сербском крае Косово. А уже 1 августа 1998 года в аэропорту Минеральных Вод приземлился первый самолет с черкесами, вернувшимися на Родину предков. Первым из самолета вышел 97-летний Шахиб Хасани (Жьыу), который знал о родной земле только из воспоминаний дедов.
— Газий Кушукович, на ваш взгляд, не изменилось ли значение тех событий спустя двадцать лет?
— Нет. Возвращение косовских черкесов всегда было и будет значить для адыгов очень многое. Ведь тогда, в условиях, когда совсем неподалеку от Адыгеи шла другая война — в Чечне и Дагестане гремели взрывы и перестрелки, неспокойно было в Абхазии и Южной Осетии, в России разразился финансовый кризис, российское руководство нашло в себе мудрость и впервые в новейшей истории страны в конструктивном диалоге с одним из субъектов федерации пошло на беспрецедентный шаг. Возвращение косовских черкесов в Адыгею стало некоей точкой отсчета, от которой идет история воссоединения черкесов, разбросанных историей по многим странам мира.
Если вспомнить советскую историю, то и тогда контакты между Родиной и черкесской диаспорой были, хотя и очень ограниченные. Еще на Московском фестивале молодежи и студентов в 1957 г. в составе сирийской делегации были тамошние черкесы, которые мечтали увидеть Родину предков — Хэкужъ. В мою память очень врезалась встреча с иорданскими адыгами в далеком 1975 г., во время турпоездки в эту страну. Среди них был и Шевкат Хавжоко (аль-Муфти), автор книги «Герои и императоры в черкесской истории». Его родной брат Саид был лидером черкесов Иордании, он был членом правительства королевства и даже трижды занимал пост премьер-министра. К тому времени я уже интересовался историей народа, судьбой нашей диаспоры. Потому меня глубоко потрясло отношение к нам престарелого Шевката, который специально пришел в отель, чтобы увидеть вживую своих соотечественников, живущих на Родине. Но было и другое. Помнится, как спецслужбы не пропускали приехавших в Краснодар или Нальчик черкесов с Ближнего Востока в Адыгею. Были случаи, когда туристы-черкесы доезжали до Тургеневского или Яблоновского мостов, чтобы посмотреть через Кубань на адыгейские аулы на левом берегу.
Потому возвращение адыгов из Косово переоценить невозможно. Более того, грамотные и взвешенные действия тогдашнего президента Адыгеи Аслана Алиевича Джаримова, сотрудников российского МИДа, МЧС устранили и еще одну проблему. Организованное возвращение черкесов из Косово и их последующее обустройство в Адыгее сняли настороженность со стороны русского населения республики, которое опасалось на фоне бушующих неподалеку действий за свою дальнейшую судьбу. Более того, косовским черкесам по приезде в Адыгею помогали все ее жители, независимо от  религии и национальности. На мой взгляд, это был важный урок гражданственности и патриотизма для всех.
— Какие эпизоды врезались в память сильнее всего?
— Их два. Первый произошел по приезде в Косово. Когда мы собрали подписантов обращения с просьбой о переселении, чтобы обговорить конкретно, кто готов к отъезду, выяснилось, что таких семей набирается 16. Но мы-то заявляли и в Майкопе, и в Москве о гораздо большем числе людей! Я не спал всю ночь. Думал: как же так, мы развернули огромную работу, задействовали большое число людей, а результат мизерный, надо сказать. Некоторые оправдывались тем, что ждут выхода на пенсию, у других дети оканчивают учебу или службу в армии, а кто-то надеялся втайне, что сербы и албанцы вскоре помирятся, то есть, нужно было ждать. Несколько месяцев. А этого времени у нас не было.
Признаюсь, иногда меня охватывало отчаяние. Но меня выручили сами косовские черкесы. Искандер Цей сказал, что готов ехать с семьей прямо сейчас, в чем стоят, несмотря на то, что накануне они с братом Имером едва закончили строительство нового дома. При том, что их родители уезжать не хотели. Были и другие, которые стали убеждать односельчан, что ехать нужно сейчас или никогда. Очень запомнилось поведение того самого Шахиба Жьыу. Он пришел на собрание, очень живой, веселый. Много беседовал со мной. А потом сказал, что если в Хэкужъ живут такие парни, как я, то он поедет на Родину. И пошел собирать вещи. После такого шага одного из старожилов черкесы помоложе стали отбрасывать сомнения.
Второй эпизод связан с событиями уже весны 1999 г. В Югославии вовсю пылала война, и она вплотную подошла к районам, где остались черкесы, причем некоторые семьи оказались разделенными: часть — в Косово, часть — в Адыгее. Тогда я уже работал министром культуры, и по просьбе нашего известного дипломата Пшимафа Шевацукова вместе с генералом МЧС Муссой Дзыбовым вновь отправился в Косово. Хочу отметить очень высокую роль, которую сыграл тогда глава МЧС Сергей Шойгу. На месте мы столкнулись с трудностями. У некоторых черкесов не было документов, сербские власти неохотно нам помогали, да и не до того им было тогда. Плюс мы не могли разыскать некоторых из тех, кто просил чуть ранее забрать их из Косово.
А Сергей Кужугетович встретился с нами, мы подробно рассказали обо всех проблемах. Он, в свою очередь, обратился с просьбой о помощи уже к президенту Югославии Слободану Милошевичу. Тот распорядился оказывать нам всяческую поддержку. Запомнились, конечно, слезы прощания черкесов с землей, которая стала им домом на несколько поколений, где остались могилы их предков. Плакали и не хотели расставаться с черкесами и местные сербы, с которыми у наших соотечественников всегда были хорошие отношения. Тогда и возникла идея обращения  с благодарностью к народу и властям Югославии от имени косовских черкесов. В посольстве России идею поддержали. Под обращением поставили свои подписи наиболее влиятельные в диаспоре люди. Заявление было передано Союзному МИД Югославии.
— Почему аул Мафэхабль возник именно там, где он находится сейчас?
— Во-первых, еще на стадии согласования косовские черкесы попросили поселить их компактно, во-вторых, они хотели жить поближе к городу, как в Югославии, и в то же время заниматься сельским хозяйством. Им на выбор предлагались многие места поселения в Теучежском, Шовгеновском районах, хуторе Первомайском за Ханской. Но они остановили выбор на том месте, где аул стоит теперь, а с его окраины или минарета мечети Майкоп виден, как на ладони.
— Процесс возвращения адыгов на Родину будет продолжаться?
— Безусловно. Адыги считают, что крепость рода, зов земли предков сильны лишь в семи поколениях, а дальше идет ослабление этих незримых духовных и генетических нитей, которые накрепко связывают с исторической Родиной. Сегодня за рубежом в десятках стран проживает четвертое поколение адыгов. Их всех объединяет одно — тяга к земле предков, которую они называют с трепетом «тихэку» — «наша Родина». И пока они будут себя ощущать адыгами, они не смогут освободиться от чувства тяготения к своей исторической Родине.
Возвращаясь к событиям двадцатилетней давности, хочу отметить, что они заложили фундамент всему последующему процессу репатриации. Адыгея была единственным регионом страны, где был свой закон о репатриации, созданы другие подзаконные акты, которые во многом актуальны и сегодня, когда вопреки законодательным сложностям в Адыгею возвращаются семьи черкесов из Сирии. Да, сегодня по разным причинам организованного переселения соотечественников из этой страны не просматривается, тем не менее опыт, полученный властями республики во время возвращения косовских черкесов, их адаптации, очень помогает в работе с новыми переселенцами. А, как я сказал выше, каждый черкес за рубежом мечтает если не вернуться, то хотя бы раз в жизни  побывать на Родине предков. Это у адыгов в крови. Что касается косовских черкесов, живущих в Адыгее, со многими из них мы дружны до сих пор, тесно общаемся. Они прекрасно адаптировались к нашим реалиям. Здесь растет уже второе их поколение, ведь тем детям, что первыми родились в Адыгее, в этом году уже по двадцать лет. Косовские адыги живут, трудятся во многих областях хозяйства, преподают, лечат, служат в Российской армии, учатся, то есть являются полноправными гражданами России и достойными сыновьями и дочерями Родины предков — Адыгэ хэку.

 
По теме
Эти слова стали лейтмотивом вчерашних торжеств по случаю Дня репатрианта,
В Адыгее возбуждено уголовное дело по факту убийства жительницы Тахтамукайского района - Следственный комитет Установлено, что 26 марта 2024 года в поселке Яблоновский Тахтамукайского района в квартире жилого дома обнаружено тело женщины с признаками насильственной смерти, предположительно наступившей в результате удушения.
Следственный комитет
Энтеробиоз в Республике Адыгея остаётся самой распространенной инвазией. Его доля в структуре гельминтозов, регистрирующихся на территории республики, составляет более 80%.
Роспотребнадзор